Сергей Калугин
Сергей Калугин: «Экономии при закупках оборудования для оптических сетей удалось добиться благодаря более плотной работе с вендорами, совершенствованию конкурсных процедур и более тщательному проектированию»

Одновременно капитализация компании снизилась практически вдвое до 6,6 млрд долл., что сделало бессмысленной намеченную ранее приватизацию.

Президент компании Сергей Калугин, тем не менее, оптимистично оценивает перспективы «Ростелекома». Подав пример другим, он объявил о покупке ценных бумаг компании на 30 млн руб. В своем программном докладе президент попытался объяснить акционерам связь между ситуацией на рынке и действиями, которые предпринимает руководство компании для стабилизации ситуации.

По словам Калугина, в прошлом году рынок услуг фиксированной телефонной связи (а он, как прежде, остается главным источником доходов «Ростелекома») упал на 6%. Cпад был отмечен и на рынке мобильной связи, где компания активно развивает операции.

Первой реакцией менеджмента на негативные процессы стали усилия по поднятию уровня обслуживания клиентов, заявил Калугин. Благодаря этим мерам «Ростелекому» удалось, в частности, на треть уменьшить число клиентский обращений и вдвое сократить объем повторных запросов, связанных с качеством обслуживания.

Также он отметил повышение темпов строительства оптоволоконной инфраструктуры доступа взамен устаревшим медным жилам, что обеспечивает подключение домохозяйств к Интернету на скорости до 1 Гбит/с, то есть с большим запасом пропускной способности. Согласно принятому плану, в 2016 году 33 млн российских домохозяйств получат возможность доступа в Интернет на указанной скорости.

В «Ростелекоме» подчеркивают: проект осуществляется без внешних заимствований, что позволяет сократить общую долговую нагрузку. Деньги были найдены внутри компании, в том числе за счет более рационального бюджетирования. Например, менеджменту удалось сократить на 16 млрд руб. (почти вдвое) расходы на закупку оборудования для оптических сетей. «Экономии удалось добиться благодаря более плотной работе с вендорами, совершенствованию конкурсных процедур и более тщательному проектированию сетей», — заявил Калугин.

Проект развития оптических сетей «Ростелекома» тесно увязан с правительственной инициативой по устранению цифрового неравенства в сельской местности и отдаленных регионах, в рамках которой по всей стране будет проложено 200 тыс. км оптики. Фактически в каждом населенном пункте с населением 250-500 человек государство обеспечит подключение домохозяйств к широкополосному Интернету. Финансирование программы осуществляется за счет средств фонда универсальной услуги. Для «Ростелекома» это отличная возможность повысить свои операционные показатели: правительство зарезервировало под программу 163 млрд руб.

В ходе масштабных телекоммуникационных проектов оператор планирует не только проложить последнюю милю, но и предоставить абонентам высокомаржинальные услуги Triple Play. Все перечисленное, как полагает Калугин, обеспечит компании годовой рост выручки на несколько процентов в год.

Уже на этапе строительства инвестиции в оптику дают оператору весомые преимущества: количество подписчиков на услуги ШПД в Интернет выросло на 8% и составило на конец 2013 года 10,6 млн. При этом число абонентов, подключенных по оптике, увеличивалось значительно быстрее — на 30%. К началу 2014 года их было уже 4 млн, что составляет 38% от всей абонентской базы компании. Количество абонентов услуг платного ТВ также увеличилось на 9% и достигло 7,5 млн. Из них количество подписчиков на услугу интерактивного ТВ, предоставляемую по технологии IPTV, выросло почти на 38% до 2,2 млн.

Еще один повод для оптимизма Калугина – успешное сотрудничество на рынке мобильной связи с компанией «Tele2 Россия». Совместное предприятие с ней создается в два этапа, и первый этап фактически завершен – мобильные активы «Ростелекома» переданы под управление в СП.

До его создания у «Ростелекома» было примерно 15 млн сотовых абонентов (доля рынка — 6%). Рыночная же доля СП составит уже 16%, ожидают в «Ростелекоме».

И, наконец, говоря о падении выручки, следует принять во внимание одно обстоятельство: в 2012 году «Ростелеком» получил большой разовый доход от проекта обеспечения видеонаблюдением президентских выборов. В нынешнем отчетном периоде такого масштабного проекта «Ростелекому» никто не предложил. Отсюда и существенная разница в объеме денежных поступлений за 2012-й и 2013 год. Если же не учитывать эту разницу, то бизнес оператора вырос бы по итогам прошлого года на 1-2%, утверждает Калугин.