Кендрик Уайт
Кендрик Уайт: «Существуют разные варианты того, как налаживать взаимодействие науки и бизнеса»

Сравнение характера выступлений за несколько лет говорит о существенном продвижение в направлении, указанном в названии форума, — рассуждения о том, что следовало бы сделать, неуклонно вытесняют примеры удачного сотрудничества с бизнесом.

При этом речь идет преимущественно об университетах за пределами столицы. Представители столичных вузов в своей активности явно уступают коллегам из других крупных городов России — Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска и Нижнего Новгорода.

В технологическое будущее

Некоторым университетам удается завязать сотрудничество с компаниями — технологическими лидерами в своих областях. Например, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет участвует в разработке новых сложных изделий совместно с компаниями BMW, Boeing, Airbus, Siemens, Ford, Samsung, Caterpillar.

«Сотрудничая с мировыми лидерами, мы получаем доступ к информации, которая будет известна всему миру в лучшем случае года через два», — утверждает Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам СПбГПУ. При этом специалисты политеха знакомятся не только с самыми современными технологическими новшествами, но также с процессом проектирования и принципами управления корпораций.

Прорывной учебный год

Если СПбГПУ свое портфолио, в котором отражено сотрудничество с десятками корпораций, создавал в течение многих лет, то Нижегородский государственный университет осуществил прорыв в области коммерциализации науки в течение последнего года. Во всяком случае так считает проректор вуза Кендрик Уайт — американец, живущий в России почти два десятка лет.

«В ННГУ развита фундаментальная наука. Этот университет участвовал и участвует во многих международных программах. Однако опыта коммерциализации научного задела не было», — отметил он.

Благодаря энергии нового проректора, назначенного в начале нынешнего учебного года, в университете достаточно быстро удалось запустить несколько проектов. Представители университетской науки и предприниматели начали понимать друг друга. «Существуют разные варианты того, как налаживать взаимодействие науки и бизнеса. Какие из них лучше подойдут конкретному университету — вопрос обсуждаемый и не имеющий однозначного ответа», — считает Уайт.

«Разработали с ЛИТМО»

О том как коммерческие компании сотрудничают с университетами, можно было не только услышать на форуме, но и фактически увидеть. Для участников было организовано две экскурсии. Одна предполагала посещение петербургской компании «Диаконт», которая разрабатывает и производит различные виды оборудования для повышения безопасности в атомной и газовой промышленности (в том числе робототехнические комплексы). Рынками сбыта для нее являются более 20 стран, включая США, Францию, Японию и Китай.

Часто во время экскурсии по отделам и производственным помещениям «Диаконт» можно было услышать фразу: «Это мы разработали совместно с ЛИТМО». ЛИТМО — старая, но еще используемая аббревиатура Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, который является одним из основных организаторов форума «От науки к бизнесу».

Конечно, о своих успехах на конференции сообщали ведущие университеты Петербурга и российских регионов, как правило имеющие статус национальных исследовательских университетов. Ситуация в большинстве других вузах страны совсем другая. Однако уже есть лидеры, за которыми можно тянуться. К тому же ожидаемые изменения в системе высшего образования позволят лидерам «взять на буксир» отстающих. «Не исключено, что благодаря развитию онлайн-обучения останется восемь-десять самостоятельных университетов, а остальные будут функционировать как зависимые от них партнеры», — предполагает Николай Тойвонен, советник заместителя министра образования и науки Российской Федерации.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями