Polycom Сергей Хомяков
Сергей Хомяков: «Может быть, мы в России увидим тенденцию 'софтверизации' рынка ВКС в течение ближайших двух-трех лет»

Чтобы в полном объеме учесть последние отраслевые тенденции, разработчики систем ВКС вынуждены кооперироваться с технологическими лидерами из других секторов рынка. Это хорошо видно на примере компании Polycom, которая выстроила стратегические отношения с Microsoft и VMware, тесно взаимодействует с провайдерами. Однако в России эти тенденции проявились не в полной мере. Особенности стратегии компании на современном этапе раскрыл в интервью нашему изданию Сергей Хомяков, генеральный менеджер Polycom в России и странах СНГ.

- Polycom поддерживает стратегическое партнерство с Microsoft. Пожалуйста, назовите наиболее важные результаты этого сотрудничества.

Наше сотрудничество носит многоплановый характер, а его глубина определяется совместными исследованиями и разработками. У нас довольно много совместных решений, которые мы сделали именно для Microsoft, всего около 40 решений в области голосовой и видеосвязи, в первую очередь предназначенных для работы в среде Microsoft Lync. Среди таких решений можно назвать системы Polycom CX 5500 и CX 5100 и ряд других продуктов. Все это свидетельствует о том, что наше сотрудничество активно развивается. Мы выводим на рынок новые продукты, новые решения, которые интуитивно, то есть очень легко встраиваются в среду Microsoft Lync.

- Как это сотрудничество проявляется на местном уровне — в России?

Например, мы участвуем в совместных маркетинговых мероприятиях. Это происходит и на нейтральных площадках, и на площадках Microsoft. Также специалисты из Microsoft приходят к нам в офис продемонстрировать совместные решения партнерам и заказчикам. Здесь, в России, есть некая специфика. В отличие от европейского и американского рынков, здесь вендоры работают через партнеров. Во всяком случае так было до настоящего времени. Polycom не занимается непосредственно системной интеграцией своих решений, это делают партнеры. Поэтому наша маркетинговая активность носит достаточно разносторонний характер и включает в себя множество совместных мероприятий с Microsoft.

- А в плане развития технологий или сертификации совместных продуктов для местного рынка вы с Microsoft не сотрудничаете?

Полномочия, связанные с развитием наших продуктов, закреплены за нашей штаб-квартирой, а московский офис Polycom ориентирован главным образом на продвижение и продажи. Если говорить о сертификации, то это достаточно сложно реализовать совместно, поскольку мы не продаем здесь продукцию напрямую заказчикам. Мы работаем через партнерские сети, которые где-то пересекаются, а где-то — нет. Наличие партнерских сетей вынуждает нас проводить сертификацию наших решений самостоятельно.

- Ваша компания также активно взаимодействует с VMware. В чем смысл этого партнерства для Polycom? Что оно сулит заказчикам?

Действительно, мы тесно взаимодействуем с VMware в рамках ее программы Technology Alliance Partner. Конкретным примером этого сотрудничества является то, что наше решение Polycom CloudAXIS имеет статус VMware ready. А причина нашего взаимодействия с этой компанией в том, что весь мир сейчас виртуализуется, и мы должны это учитывать при построении наших решений. VMware — один из лидеров рынка средств виртуализации, поэтому наше сотрудничество с ней не случайно.

- IDC утверждает, что по итогам второго квартала 2013 года объем рынка систем аппаратных ВКС упал на 10,7%. Это временное явление или тенденция? В чем вы видите причины падения?

Причина в том, что сегодня идет эволюция от ВКС-систем к софтверным решениям для ПК, планшетов и смартфонов. Соответственно происходит все больше закупок программных продуктов за счет аппаратных. В определенных условиях заказчики находят программные продукты более эффективными для организации и проведения ВКС. Наверное эта тенденция будет набирать обороты, и все больше корпоративных систем видеоконференцсвязи будет базироваться на программных решениях. Эта тенденция затронет также самые сложные, то есть тяжелые серверные компоненты ВКС.

- А как обстоят дела Polycom в России? Растет ли бизнес местного представительства?

Окончательные итоги подводить еще рано, но я могу сказать, что это был достаточно успешный год. Может быть, не самый успешный за всю историю операций Polycom в России, но все же весьма успешный. И мы пока не видим каких-то серьезных перемен на российском рынке, из тех что IDC фиксирует на мировом. Как прежде, у нас довольно большая доля бизнеса формируется за счет комнатных систем ВКС, аппаратных решений, специального оборудования. Зачастую тенденции с развитых рынков приходят к нам с неким запозданием. Может быть, мы в России увидим эту новую тенденцию «софтверизации» рынка ВКС в течение ближайших двух-трех лет. Но пока рынок остается стабильным с точки зрения спроса на те или иные продукты.

- То есть наиболее востребованными на сегодняшний день, как и прежде, являются аппаратные решения Polycom?

Да. Мы продаем довольно много комнатных систем и связанных с ними серверных компонентов. Эти две категории продуктов и составляют основу бизнеса нашего представительства.

- А программные решения уже заняли какую-то видимую долю в объеме вашей выручки?

Я бы сказал, что они только начинают свой путь на российский рынок. Заказчики пока тестируют наши программные решения. Местный рынок весьма консервативен — компании используют апробированные технологии, и это с определенной точки зрения правильно.

- Расскажите, как продвигается работа с российскими операторами и сервис-провайдерами. Использует ли кто-нибудь из них решение Polycom RealPresence Cloud?

Пока никто из российских операторов данное решение Polycom не использует. Это отчасти объясняется тем, что операторы идут по пути создания своих собственных облаков. Здесь наблюдается довольно интересная ситуация: у большинства крупных операторов связи в России необходимая инфраструктура для развертывания облачных сервисов уже существует. При этом активно, во всяком случае пока, они продвижением облачных видеосервисов (Video as a Service) не занимаются. Сложно комментировать, почему так происходит. Может быть, на такие сервисы еще недостаточный рыночный спрос, а может быть, у операторов есть более приоритетные задачи. Но такова ситуация на текущий момент.

- Как эта ситуация будет развиваться в дальнейшем? У Polycom ведь есть глобальная программа взаимодействия с операторами, и некоторые международные игроки представлены здесь — в России.

Иностранные игроки присутствуют у нас, но их доля на российском рынке все время сокращается, а кроме того, только одна иностранная компания — Orange Business Services — обладает здесь собственной сетевой инфраструктурой. Все остальные, к примеру AT&T или BT, арендуют каналы у местных операторов. А наличие своей инфраструктуры, на мой взгляд, это ключевой фактор успеха оператора на облачном рынке. Создавать инфраструктуру с нуля очень дорого, и нет уверенности, что вложения окупятся. Вряд ли кто-нибудь из крупных зарубежных операторов на это решится в ближайшее время. Но ничто не стоит на месте. Мы продолжим следить за тем, как будет развиваться ситуация на операторском рынке. Думаю, рано или поздно Video as a Service придет в нашу страну.

- Но когда они придут, не будет ли ваше решение RealPresence Cloud конкурировать с вашим же продуктом CloudAXIS? Ведь они оба могут стать основой для организации бизнеса по модели VaaS.

Нет, этого не произойдет. Дело в том, что RealPresence Cloud, по сути, представляет собой инфраструктуру операторского класса, которая включает в себя телекоммуникационные решения, в том числе унаследованные Polycom от компании HP (в момент приобретения бизнеса HP Halo. — А. Е.). Но в ядре данных решений находятся наши серверные компоненты. На базе инфраструктурной платформы RealPresence Cloud операторами могут быть легко запущены услуги Video as a Service. Сама Polycom не может оказывать подобные услуги, поскольку не имеет соответствующей лицензии, и получение такой лицензии в ближайшее время не планируется. Что касается CloudAXIS, то это программное решение, которое может стать составной частью инфраструктуры RealPresence Cloud, расширив ее функциональные возможности. Таким образом, это два взаимодополняющих, а не взаимоисключающих продукта.

- Наверняка в 2013 году у Polycom в Росссии было много интересных проектов. Какие из них можно назвать наиболее важными для Polycom? Расскажите о них.

Наш рынок, как я уже заметил, довольно консервативен. Это выражается и в том, что информация о проектах может появляться с некоторой задержкой после их реализации. Поэтому я бы отметил два очень важных проекта, которые выполнены ранее, но рассказать о них мы смогли только сейчас. Во-первых, это большой проект в «Ростелекоме», в рамках которого было создано семь центров, оборудованных нашими системами Polycom Telepresence. Центры объединены на основе нашей платформенной инфраструктуры и других специализированных решений. Этот проект позволил сотрудникам «Ростелекома» объединить усилия для совместной работы, постоянно взаимодействовать в прозрачной видеокоммуникационной среде. Еще один важный проект мы реализовали совместно с российским Фондом поддержки образования. Благодаря этому проекту удалось объединить в одну видеокоммуникационную сеть более 1400 различных учебных заведений по всей стране. Таким образом была реализована концепция передачи заний внутри единой инфокоммуникационной инфраструктуры. Для построения этой инфраструктуры были использованы наши платформенные решения, а также различные виды кодеков, в том числе и групповые.