Интерфейс Coast
Интерфейс Coast адаптирован под мультисенсорный ввод, что, например, видно по всплывающему меню

Компания Opera выпустила специальный браузер под названием Coast для платформы iOS. Он представляет собой надстройку над свободным ядром для отображения страниц WebKit, а не над Blink, на котором построены другие браузеры компании. Основной целью создания браузера Coast является удобство для пользователей планшетных компьютеров. В частности, Хьюб Кляйнаут, автор браузера Coast, приводит пример со стрелками «вперед» и «назад», которые есть в любом классическом браузере. Между тем на планшете принято использовать для перелистывания страниц горизонтальные жесты — это более наглядно и интуитивно понятно. Именно для того, чтобы реализовать управление, привычное для пользователей планшетных компьютеров, и был задуман Coast, поэтому он может оказаться более удобным, чем альтернативные браузеры.

Веб-технологии изначально задумывались так, что именно браузер является основным компонентом для представления данных, а язык разметки HTML содержит лишь метаданные, не определяя их представление и способ взаимодействия с пользователем. Конечно, потом пришлось создавать и стандарт на описание веб-интерфейса в виде CSS, и язык сценариев для разработки веб-приложений JavaScript. Однако именно разработчики браузера могут решать, как их продукт будет реагировать на те или иные жесты на мультисенсорном экране. Такие жесты с использованием нескольких точек контакта были нереализуемы на персональном компьютере с манипулятором типа «мышь», но на современных компьютерах с сенсорным управлением позволяют более наглядно и интуитивно управлять веб-приложениями. Именно поэтому и потребовалась разработка специального браузера для планшетных компьютеров практически с нуля.

Следует отметить, что появление устройств с сенсорным вводом может привести к изменению самих веб-сайтов и методов доступа к информации с помощью веб-приложений. Собственно, даже сам стандарт HTML5 был инициирован в том числе и разработчиками Apple для реализации на платформе iOS тех функций, которые ранее можно было выполнить только с помощью языка Flash. В результате HTML5 и тесно связанная с ним технология AJAX постепенно вытесняют классические HTML-технологии, опирающиеся на гиперссылки и страницы. Вот поэтому разработчики нового ядра браузера Opera и путешествуют по миру, разъясняя создателям веб-проектов «правила хорошего тона» для построения современных веб-приложений, удобных в том числе и для сенсорного ввода.

Одной из рекомендаций разработчиков является сокращение числа страниц на сайте. «В сенсорном интерфейсе переход по ссылкам не очень удобен, — отмечает Кляйнаут. — Для пользователей планшетных компьютеров сайты стоит делать на одной странице, а все взаимодействие организовывать через сценарии на JavaScript с получением от сервера только изменяемых данных, но не всей страницы целиком». При этом интерфейс такого приложения должен адаптироваться под размеры экрана планшетного компьютера и его ориентацию. Кроме того, браузер поддерживает технологию HandJS, которая предназначена для обработки мультисенсорных жестов. Она была предложена корпорацией Microsoft, но теперь поддерживается и браузерами других производителей, в том числе Coast.

Браузер трактует сайт как отдельное приложение, которое может быть сохранено в виде пиктограммы на рабочем столе iOS, при нажатии на нее пользователь попадает сразу на сайт. Теперь у создателей сайтов нет необходимости делать отдельное мобильное приложение для доступа к системе собственной разработки — с такой задачей вполне справится Coast, только при разработке сайта нужно выполнить определенный набор требований по поддержке соответствующих технологий.

Следует отметить, что переход на «одностраничные» сайты с фоновым обменом XML-данными с сервером порождает определенные коллизии для самой идеологии Web. Например, возникают проблемы поиска информации, поскольку она оказывается инкапсулирована в AJAX-интерфейс, и корректно получить из него данные для поисковой машины не так-то просто. Поэтому по мере «планшетизации» Web придется пересматривать и подходы к разработке базовых сервисов, таких как поиск.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями