Лариса Ткачук Ростелеком
Лариса Ткачук: «За полтора года количество абонентов «Ростелекома», обслуживаемых в сетях на основе оптических технологий, выросло вдвое и достигло 3,8 млн»

Это произошло всего через три месяца после утверждения Советом директоров компании обновленной стратегии развития. Основной целью актуализированной стратегии тогда было названо усиление позиций в быстрорастущих сегментах рынка, таких как мобильная связь, платное ТВ, широкополосный Интернет, облачные технологии. А в традиционных для «Ростелекома» сегментах (дальняя телефонная связь, телекоммуникационный транзит и т. п.) ставилась иная стратегическая задача — оптимизировать операционные издержки. Конечной целью до 2017 года является сохранение прибыльности «Ростелекома» на уровне 39% (по показателю OIBDA), было указано в стратегии.

Нельзя сказать, что оператор и раньше не занимался диверсификацией бизнеса — этот вопрос встал на повестке дня одновременно с началом либерализации рынка междугородней и международной телефонной связи. Однако при Провоторове процесс развития альтернативных направлений бизнеса получил новый мощный импульс, в том числе в форме капитальных вложений — среднее соотношение капитальных затрат и выручки в период с 2013-го по 2017 год было запланировано компанией на уровне 14%. Учитывая масштабы бизнеса «Ростелекома», это огромные деньги.

Преемник Провоторова, Сергей Калугин, судя по его публичным заявлениям в СМИ, намерен полностью следовать стратегии развития, утвержденной в декабре 2012 года. Тем более, что для этого имеются определенные предпосылки — Калугин является одним из основателей и некоторое время руководил компанией «Национальные кабельные сети» (дочернее предприятие «Ростелекома»).

НКС действует на московском рынке ШПД и платного ТВ под брендом «ОнЛайм». Это четвертый по количеству абонентов, но самый быстрорастущий столичный интернет-провайдер. В конце третьего квартала компания обслуживала 506 тыс. подписчиков, что на 27% больше, чем годом ранее (по данным iKS-Consulting).

В масштабах же всей страны «Ростелеком» сейчас занимает первую строчку среди поставщиков услуг фиксированного ШПД, обслуживая 9,2 млн домохозяйств. В развитии сетей доступа компания сделала ставку на оптику, и сейчас ведет активное строительство оптоволоконных линий пропускной способностью до одного Гбит/с, рассчитывая в течение двух лет охватить ими порядка 33 млн домохозяйств. Аналитики оценивают инвестиции «Ростелекома» на развитие сетей ШПД в пределах 65-75 млрд руб.

3 декабря, на специальной пресс-конференции, посвященной стратегии компании на рынке ШПД, старший вице-президент, коммерческий директор «Ростелекома» Лариса Ткачук сообщила, что за полтора года количество абонентов ШПД, обслуживаемых в сетях на основе оптических технологий, выросло вдвое и достигло 3,8 млн, а скорость доступа при этом выросла в три-четыре раза, вплоть до 100 Мбит/с.

Одновременно компания развивает сервисы платного ТВ. Ее доля в этом секторе рынка по итогам третьего квартала составила 34%. Здесь компания акцентируется на развитии технологии IPTV, на базе которой предоставляется услуга «Интерактивное телевидение». Ею уже пользуются 2 млн подписчиков. Как утверждает исполнительный директор, директор по управлению медийными активами компании Андрей Голованов, рыночная доля «Ростелекома» на рынке IPTV составляет 56%.

Столь существенные успехи не были бы возможны без серьезных инвестиций в инфраструктуру — капитальные вложения за девять месяцев 2013 года уже составили 45,8 млрд руб. (19,7 % от выручки). А кроме того «Ростелеком» проводит очень агрессивную маркетинговую кампанию. Один из последних примеров — акция «Все реально», запущенная 2 декабря. В рамках акции клиентам предлагается пакет услуг «Интерактивное телевидение» и «Домашний Интернет» (на скорости до 100 Мбит/с) со значительной скидкой — от 2 тыс. руб. в год.

Промежуточные итоги реализации диверсификационной стратегии «Ростелекома» нашли отражение в его финансовой отчетности. По итогам работы за девять месяцев видно, что оператору удается замещать снижение выручки от фиксированной телефонии доходами от ШПД и платного ТВ. Так, доходы от услуг ШПД выросли за указанный период на 8% (или на 3,1 млрд руб), а от платного ТВ — на 29% (на 1,9 млрд рубл.). Одновременно доходы оператора за десять месяцев от пропуска МГ/МН-трафика сократились на 16% — с 15,4 млрд руб до 12,94 млрд руб.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями