Прошлые конкурентные преимущества постепенно отходят на второй план, превращаясь в обязательные условия ведения бизнеса. Например, для банков новым полем конкуренции становится интернет-банкинг – банк без дистанционного обслуживания уже мало кому интересен.

В рамках круглого стола для банковского сектора, прошедшего в конце ноября, аналитики in4media представили результаты исследования систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Как констатировал Сергей Македонский, генеральный директор in4media/Forrester Russia, основная масса используемых банками систем ДБО «формирует невысокие ожидания пользователей относительно качества услуг». Лидерами являются «Альфа-Банк», «Русский Стандарт», ТКС и МКБ, во многом определяющие ориентиры развития российского интернет-банкинга. Ключевыми тенденциями, выделенными аналитиками, являются персонификация услуг, о которой говорится уже давно, управление личными финансами, мобильность, а также сама концепция ДБО – все больше услуг оказывается удаленно.

«Два основных направления развития ДБО – обновление и переосмысление интерфейса уже имеющихся систем, а также расширение спектра банковских услуг, осуществляемых без посещения офиса», — подчеркнул Станислав Мартынов, руководитель направления iBanking «Техносерв Консалтинг». Основная проблема заключается именно в недружественности большинства систем – информация либо нагромождается на главной странице, либо прячется в глубине сайта; в обоих случаях ее трудно найти.

Если же говорить о функционале, то большинство банков разрываются между поиском собственной уникальности и простоты создаваемых решений. Именно поэтому не существует доминирующего подхода к построению систем. Примерно поровну банки разделились между внедрением коробочных решений, созданием собственных систем и заказными разработками. Единственное, о чем можно говорить с уверенностью, – это крайняя непопулярность решений SaaS.

«Тиражируемое решение – неплохое начало, а потом можно развить успех. Тем не менее для крупного банка эксклюзивная разработка – своими или чужими силами – будет более разумным выбором», — отметил Алексей Ломоносов, директор по развитию интернет-банкинга «Связь-банка». Многим хотелось бы иметь сотни программистов, занимающихся вопросами электронного бизнеса, однако зачастую задача создания собственного решения по силам нескольким объединенным ИТ-департаментам средних банков.

Банк «Связной» некоторое время использовал SaaS-решение Faktura.ru, однако вскоре пришел к мысли о его замене на собственную систему. Как объяснил Станислав Свиридов, руководитель проектного офиса департамента банковских технологий банка «Связной», российские коробочные продукты в число кандидатов не попали из-за отсутствия уникальности и распространенности в России, а зарубежные требовали значительных инвестиций. Поэтому было решено начать разработку с нуля, выйдя на рынок с уникальным продуктом. Более того, «Связной» использует две системы: интернет-банк с социальной направленностью Self, реализующий концепцию «интернет-магазин и банк в одном флаконе», и более традиционный по функционалу QBank.

Управление личными финансами (Personal Financial Manager, PFM) – пока весьма редкая функция в российском ДБО, которая может расцениваться как конкурентное преимущество. Подобный функционал предлагают 23% банков, и это направление является самой «горячей» областью развития дистанционного банкинга: до 2015 года в него планируют инвестиции 41% банков, однако четких перспектив оно не имеет.

«Вопрос востребованности PFM во многом психологический. Лень почти всегда побеждает страх, ведь ведение своего бюджета – это работа», — подчеркнул Ломоносов. PFM – хороший маркетинговый продукт, но активно пользоваться им будет не более 10% клиентов. Тем не менее игра стоит свеч. Эти наиболее продвинутые клиенты создают не только львиную долю прибыли, но и основную массу «информационного шума» вокруг услуг банка, что не менее важно. По этому шуму оставшиеся будут делать выводы о качестве сервисов, а значит, игнорировать потребности максималистов никак нельзя.

Кроме того, PFM в не меньшей степени нужен и самим банкам. С помощью этой функции они получают предельно подробные профили клиентов, которые можно использовать в своих целях, подстраивая под них предлагаемые продукты. На этом можно заработать, попутно повышая лояльность клиента.

Куда развивается ДБО?

В in4media/Forrester Russia выделили области дистанционного обслуживания, в которые банки охотнее всего намерены инвестировать

PFM  41%
Бесконтактные платежи 20%
Мобильный банкинг 18%
SMS-банкинг 14%
Терминалы, банкоматы 9%

Источник: in4media, 2013