Стив Балмер Билл Гейтс Microsoft
Придя в Microsoft в начале 80-х по приглашению Билла Гейтса, с которым учился в Гарварде, Стив Балмер всегда оставался близким соратником основателя корпорации.

Впрочем, вероятность того, что совет директоров откликнется на призыв инвесторов, очень мала.

Сообщение Reuters горячо обсуждается в средствах массовой информации, что является свидетельством интереса, проявляемого не только к самой Microsoft, но и к попытке ее превращения в «поставщика устройств и сервисов». Начало реализации этой стратегии провозгласил нынешний генеральный директор компании Стив Балмер, объявивший в августе о том, что уйдет в отставку в течение ближайшего года.

По сообщениям агентства, трое выступивших против Гейтса инвесторов, имена которых не называются, в совокупности владеют более, чем 5% акций Microsoft. Гейтсу, который в 1975 году вместе с Полом Алленом основал Microsoft, принадлежит примерно 4,5% корпорации, оцениваемой в 280 млрд долл. Он по-прежнему остается крупнейшим акционером из физических лиц.

Балмер владеет приблизительно 4% акций Microsoft и является вторым по величине индивидуальным акционером компании.

Согласно публикации Reuters, трое инвесторов опасаются, что, находясь на посту председателя совета директоров, Гейтс будет препятствовать проведению радикальных реформ, которые они считают необходимыми, и начнет чинить препятствия новому генеральному директору. Гейтс включен в состав специального комитета, который будет заниматься поиском кандидатов для замены Балмера и рекомендовать их совету директоров.

Руководит работой комитета ветеран IBM Джон Томпсон, также занимавший в период с 1999-го по 2009 год должность генерального директора компании Symantec.

Случайно или нет, но в недавнем интервью Wall Street Journal он признался, что был против включения Гейтса в состав специального комитета. «Я с огромным уважением отношусь к Биллу, – заметил он. – Но я против того, чтобы, занимая кресло в совете директоров и являясь ведущим независимым директором компании, плясать под его дудку».

У отраслевых и финансовых аналитиков есть много вопросов в отношении стратегии поставки устройств и сервисов, которую Балмер считает необходимой для сохранения конкурентоспособности в наиболее динамичных сегментах высокотехнологичной сферы – на рынках смартфонов и планшетных компьютеров – и преобразования существующего бизнеса программного обеспечения в интернет-сервисы как для корпоративных клиентов, так и для конечных потребителей.

С тех пор как в конце августа Балмер сообщил о своем предстоящем уходе, в Microsoft несколько раз объявляли о приверженности новой стратегии и необходимости масштабной реструктуризации компании, которая будет продолжена независимо от того, кто займет пост генерального директора.

«Все это пустая болтовня, – считает главный аналитик J. Gold Associates Джек Голд. – Любой новый директор самостоятельно будет решать, какую стратегию имеет смысл проводить в жизнь. И если только новый генеральный директор не является клоном Балмера, разница между ними, безусловно, будет ощущаться».

В августе некоторые аналитики согласились с тем, что для проведения реальных изменений Microsoft следует искать кандидата на пост генерального директора вне круга нынешних и бывших сотрудников компании. Выбор совета директоров сразу продемонстрирует, ожидают ли компанию, которая когда-то доминировала на рынке, смена стратегии и реорганизация.

По мнению многих, сегодня Гейтс доминирует в совете директоров, который по большей части состоит из топ-менеджеров, не имеющих никакого отношения к технической отрасли. А его статус одного из основателей компании придает ему еще больший вес. Однако это доминирование в последнее время тоже подвергается критике. Аналитики напоминают, что именно Гейтс руководил разработкой самой провальной на сегодняшний день версии Windows Vista, а за прошедшие 30 лет он совершил и массу других ошибок.

Тем не менее, вероятность выполнения требований инвесторов невелика. «По сути, произойти это может лишь в том случае, если недостатки Гейтса и Балмера перевесят в глазах окружающих их достоинства, – указал Голд. – И для этого понадобится бунт акционеров, во главе которого встанут те самые, недовольные инвесторы. В краткосрочной перспективе такое маловероятно. Но странные вещи иногда случаются. В случае устранения нынешнего председателя и ограничения влияния Балмера на процедуру выбора генерального директора, во главе Microsoft с более высокой долей вероятности может встать человек, который поведет компанию в нужном для нее новом направлении, и это было бы для Microsoft наилучшим исходом».