Финансовые транзакции Qiwi
Финансовые транзакции Qiwi обрабатываются в двух ЦОД, которые расположены в разных регионах. Объем базы данных рассчитан на хранение сведений о транзакциях в течение трех лет для выявления мошеннических действий

Ежемесячный оборот системы Qiwi составляет 44 млрд руб. Компания обслуживает более 165 тыс. терминалов, сведения из них должны обрабатываться непрерывно, без потерь данных о проведенных финансовых операциях.

В середине сентября Qiwi представила свою систему хранения данных о финансовых транзакциях, которая была построена за прошедший год в сотрудничестве с IBM. У компании два собственных ЦОД на территории России. В них раньше использовались 50 различных устройств от трех производителей, поэтому систему было сложно сопровождать и развивать. В прошлом году было решено использовать единую технологическую базу, чтобы обеспечить гибкость управления используемой емкостью. Системы хранения данных в обоих ЦОД построены по технологии SAN (storage area network — «сеть хранения») на основе дисковых массивов IBM DS8870, а в качестве инструментов виртуализации систем хранения были использованы устройства IBM SVC, которые унифицируют сервисы работы с данными. Сейчас в одном из ЦОД установлено 750 накопителей, а в другом — 900. Наряду с «обычными» жесткими дисками в центрах используются и более скоростные твердотельные накопители. В дальнейшем планируется расширять систему обработки транзакций, в том числе путем аренды мощностей. Поскольку уже сейчас в компании используется виртуализация на продуктах VMware, то арендовать дополнительные мощности в каком-нибудь общедоступном облаке не составит труда. Компания готова подключать и арендованные системы хранения, однако пока не может найти оператора, который гарантировал бы достаточную пропускную способность системы хранения.

Большая система хранения нужна компании не только для проведения транзакций, но и для ретроспективного анализа данных, накапливаемых за три года, чтобы с их помощью выявлять мошеннические действия против системы. В качестве инструмента для выявления таких мошеннических действий Qiwi внедрила набор решений IBM из линейки i2, куда входит аналитическая база данных iBase и инструменты для визуального анализа взаимосвязей между данными Analyst's Notebook. Важным элементом повышения производительности транзакций является ускорение процесса обработки данных с помощью использования твердотельных накопителей по гибридной технологии, разработанной в IBM для ускорения многоуровновой системы хранения. В результате аналитическая часть решения i2 позволяет оперативно выявить самые разнообразные типы мошенничества, в том числе использование копированных купюр с приклеенной скотчем металлической полосой. Такие купюры пропускает используемый в терминалах Qiwi купюроприемник, однако именно система защиты распознает мошеннические действия — и транзакция не проводится до тех пор, пока сотрудники банка не проверят полученную от клиента подозрительную купюру после инкассации.

Qiwi собирается и дальше сотрудничать с IBM для расширения своего присутствия как на территории России, так и за ее пределами. Обе компании выработали стратегию по совместному развитию информационной системы. В частности, сотрудники Qiwi могут участвовать в формировании требований для новых продуктов IBM и в раннем тестировании получившихся продуктов. Не исключается и построение гибридного облака, в том числе и с арендой вычислительных мощностей IBM. Однако, по словам Алексея Архипова, заместителя директора по информационным технологиям группы компаний Qiwi, в облаке компания не будет хранить критические данные — например, сведения о транзакциях. В облака можно легко вынести данные сотрудников, CRM, телефонные справочники и другие сопутствующие системы. «Мы все рано или поздно будем в облаках», — отметил Архипов.