Fujitsu IT Future
В ходе дискуссии представители ведущих игроков российского ИТ-рынка высказали свою точку зрения на его перспективы и пути развития

Тема его выступления — создание прямого интерфейса между компьютером и человеческим мозгом — далека от повседневного бизнеса крупной компьютерной компании и ее партнеров. Однако, возможно, далека не слишком. На программы создания таких интерфейсов начали — разумеется на Западе — выделять миллиардные гранты, и уже удается «силой мысли» двигать не только картинки на экране компьютера, но и «физические» манипуляторы.

Возможность управлять интеллектуальным устройством (планшетом, смартфоном) одной рукой и на ходу изменила не только быт индивидуальных потребителей, но и корпоративный ИТ-ландшафт. «Безрукое» управление может оказать еще более весомое воздействие и на то и на другое.

Вслед за футурологичеким выступлением представителя фундаментальной науки состоялась дискуссия «Россия ИТ 2.0 или 3.0?». «Двойке», по определению Виталия Фридлянда, главы представительства Fujitsu Technology Solutions, соответствует нынешнее положение вещей — информационные технологии «добавляют стоимость» предприятиям, их основному бизнесу, однако существуют отдельно. «Тройка», на которую постепенно переходит мир, — это состояние полного взаимного проникновения информационных технологий и бизнеса, «когда ИТ уже не видно».

Разговор затронул множество тем. Не была обойдена и тема кризиса. Как полагает Борис Бобровников, глава компании «Крок», сейчас не кризис, а стагнация. То есть рынок растет — но очень медленно. Что имеет и свои негативные стороны. К примеру, в кризис персонал не ждет повышения зарплат. С другой стороны, если оптимизировать при помощи ИТ рабочие процессы, то из сэкономленного можно «порадовать» и сотрудников, а в процессе оптимизации — нащупать новые ниши. Так, в «Кроке» заинтересовались продуктами класса BRMS (Business Rule Management System — «система управления бизнес-правилами»), которые намного более гибкие, чем традиционные ERP, и быстрее внедряются: в такие времена, как сейчас, по словам Бобровникова, работают только короткие проекты.

Вообще системы ERP, бум которых после кризиса 1998 года был, по мнению председателя правления IBS Сергея Мацоцкого, откликом на проблемы 90-х, сейчас, похоже, не слишком популярны. «Внедряя ERP, внедряешь и процессы, заложенные в систему», — отметил руководитель департамента ИТ-безопасности «ВымпелКома» Дмитрий Устюжанин. А со временем процессы меняются. И ERP начинает мешать.

Меняется и роль директоров ИТ-служб. Как считает Шамиль Шакиров, президент «Ай-Теко», все больше руководителей хотят видеть в них не «технарей», а партнеров, с которыми можно совместно искать пути развития бизнеса. А значит, им надо выходить из образа ИТ-специалиста: высказывая глубокие познания в собственно технической части, ИТ-директор, как полагают участники дискуссии, может даже уронить себя в глазах высшего руководства.

Еще одно направление развития — мобильность, распространение которой дает шанс компаниям самого разного масштаба. Даже небольшому коллективу по силам создать пользующуюся на рынке спросом связку «железка, ПО плюс сервис», полагает Дмитрий Конаш, региональный директор Intel в России и СНГ.

Не менее модная тема — облака. Интеграторы пока, впрочем, не опасаются, что облачные сервисы от Microsoft, Amazon, Google и других вендоров обесценят их умение создавать инфраструктуру. По опыту «Крока», например (250 проектов за три года), почти никому не нужно «стандартное» облако. Все хотят подгонки под себя, и достаточно существенной.

От облаков, в которых данные хранятся не под полным контролем их владельцев, разговор перешел к проблемам информационной безопасности. Между тем скандал со все новыми разоблачениями «от Сноудена» побудил вспомнить о том, что приватность сейчас невозможна, электронные «следы» остаются везде, а новые средства анализа на первый взгляд разрозненных данных способны рассказать о человеке то, чего он и сам порой не знает.

Не обошлось и без упоминания государства — в самых разных аспектах. Инсорсинговые структуры в госкомпаниях были в очередной раз названы злом, равно как и ФЗ-94, вынуждающий госзаказчиков (и к ним приравненных) выбирать поставщика продуктов и услуг исключительно по ценовому критерию. На Западе же крупные заказчики формируют пул доверенных партнеров из 10-15 компаний, каждая из которых в чем-то специализируется.

В целом разговор оказался не слишком «футуристичен»: участники дискуссии больше говорили о том, каким должно стать ближайшее будущее исходя из реалий, а не каких-либо стратегических концепций. Однако для аудитории — ИТ-директоров и партнеров Fujitsu Technology Solutions — так, может быть, и полезнее.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями