Игорь Зуев itelligence
Игорь Зуев: «Требования HANA к аппаратной части весьма высоки. Именно 'железо' вносит наиболее весомый вклад в бюджет проектов»

В SAP заявляют о том, что перевод клиентов на платформу вычислений в оперативной памяти HANA является стратегическим направлением, не менее значимым, чем приобретение новых клиентов. Однако бизнес-сообщество пока воспринимает новую технологию сдержанно. Взглядами на перспективы HANA в России делится Игорь Зуев, старший консультант компании itelligence по бизнес-аналитике SAP и платформе SAP HANA.

- SAP постепенно переводит на платформу HANA все свои бизнес-приложения. Как вы считаете, насколько велик спрос на подобные новшества? Многие ли заказчики захотят заменить имеющиеся у них продукты SAP на новые, основанные на HANA?

Конечно, на сегодняшний день спрос не так велик, каким он будет в ближайшие три-пять лет. Но мы уже видим, что компании переводят свои информационные системы на эту платформу, и число инсталляций SAP HANA постепенно увеличивается. Интерес компаний набирает обороты.

- Если говорить про Россию, это сдержанный интерес или, наоборот, энтузиазм?

Я бы сказал, что платформа SAP HANA была принята российским бизнес-сообществом с энтузиазмом, однако есть ряд факторов, из-за которых к ее внедрению пока наблюдается сдержанный интерес.

Учитывая тот факт, что рынок СНГ является динамично развивающимся и что по итогам 2012 года SAP СНГ заняла четвертое место по объему продаж среди всех подразделений SAP, можно не сомневаться, что интерес к новой технологии со временем будет только расти.

- Как вы ожидаете, откуда будет основной приток клиентов HANA – со стороны существующих или новых клиентов? В SAP СНГ заявляют, что чуть ли не 80% новых клиентов выбирают именно эту платформу…

Если судить по ситуации на российском рынке, то HANA появляется именно у существующих клиентов, использующих несколько решений SAP и хорошо знакомых с ними. Они обновляют свой ИТ-ландшафт, пытаясь оптимизировать его, ускорить работу систем, переставших удовлетворять требованиям бизнеса. В то же время и компании, пока не являющиеся клиентами SAP, присматриваются к возможностям данной технологии в целях повышения своей конкурентоспособности.

- Что сдерживает продвижение технологии SAP HANA?

Ответ краток: высокая стоимость оборудования. Не секрет, что при реализации проектов HANA речь идет не только о стоимости лицензий; SAP HANA – это программно-аппаратный комплекс, причем требования к аппаратной части весьма высоки. Именно «железо» вносит наиболее весомый вклад в бюджет проектов. Кроме того, ни один проект не может обойтись без консалтинговых услуг. Комбинация этих факторов является сдерживающей при принятии решений о внедрении технологии HANA для широкого круга компаний. Для таких проектов приходится приобретать специальные сертифицированные серверы: к сожалению, это не тот случай, когда можно установить ПО на существующие вычислительные мощности.

Поэтому на рынке и появляются такие варианты, как хостинг приложений, который, в числе прочих, предлагает наша компания. Это дает заказчикам возможность обойтись без приобретения дорогостоящих серверов.

Разумеется, в SAP задумываются о доступности своих технологий, борясь со стереотипом, что решение SAP – это дорого. Но если взять те преимущества, которые дает новая платформа, и добавить гибкую модель лицензирования, существующую для HANA, то выгоды будут многократно перевешивать стоимость первоначальных инвестиций в это решение.

- А что, наоборот, является драйвером рынка, позволяя технологии набирать популярность?

Безусловно, это возможности самой технологии: компании могут полностью раскрыть потенциал своих данных. Крайне важна возможность реализовать сценарии, которые до прихода технологий in-memory не были доступны.

Крупные компании всегда сталкивались с определенными ограничениями, особенно это касалось хранилищ SAP BW. При выполнении определенных задач система уходила в глубокие «раздумья». С появлением HANA эти проблемы исчезают, поэтому при наличии желания и возможностей инвестировать в развитие ИТ многие заказчики смотрят именно в сторону HANA.

При очень больших объемах данных процесс подготовки отчетности для принятия стратегических решений может занимать настолько длительное время, что информация приходит на стол руководства уже устаревшей. Разумеется, заказчики начинают искать пути оптимизации своего ИТ-ландшафта. Да, можно приобрести еще один новый сервер, но эта точечная инвестиция не способна радикально изменить ситуацию.

- Ускорить получение отчетности – это хорошо. Но можно предположить, что применение приложений на базе HANA даст наибольший эффект именно в сочетании с изменениями в бизнесе. Какие изменения будут способствовать повышению эффективности предприятий?

Про полную реорганизацию бизнес-процессов говорить не следует, необходимо смотреть в сторону оптимизации бизнеса. Все-таки SAP позиционирует себя как поставщик лучших мировых практик. Например, имеющиеся процессы планирования и бюджетирования могут быть серьезно оптимизированы. Реальность такова, что зачастую система справляется с функциями автоматизации, но ограничивает тот процесс, который должна поддерживать.

Однако, учитывая активное расширение географии российского бизнеса, выход крупных компаний на мировой рынок и необходимость оперативной обработки все возрастающих объемов информации, возможности технологии SAP HANA выглядят весьма перспективными. Они ускорят принятие решений и будут способствовать появлению новых моделей управления.

- Имеет ли российский рынок особенности, позволяющие его выделить среди остальных?

Российский рынок SAP состоит из двух частей: это гиганты и относительно небольшие, но динамично развивающиеся компании. В отличие от европейского рынка, где известны внедрения SAP HANA даже в сегменте малого бизнеса, у нас такого нет, и в ближайшее время, скорее всего, не будет. В России речь идет о компаниях, где гигантские объемы данных уже давно стали проблемой, и конечно, имеющих достаточные финансовые возможности.

- Предприятия каких отраслей могут наиболее остро почувствовать потребность в SAP HANA?

Это универсальная технология, применимая во всех отраслях. Безусловно, лидеры – крупные холдинги, имеющие предприятия как в России, так и по всему миру, для которых ключевое значение имеет скорость принятия решений. Говоря о реальных потребностях бизнеса, в первую очередь можно упомянуть ретейл, где собирается очень много подробной информации о клиентах и их активности. Эту информацию необходимо оперативно обрабатывать, чтобы определять направления роста. Также это область телекома, обладающая бесценными данными о предпочтениях и перемещениях клиентов, имеющими наибольшую ценность именно в реальном времени. Наконец, следует назвать нефтегазовую, металлургическую и горнодобывающую отрасли.

- Вы обошли вниманием финансовый сектор, традиционно являющийся одним из лидеров по объему ИТ-инвестиций...

Потребность в ускорении вычислительных процессов у банков есть, но в данный момент цена является для них сдерживающим фактором, заставляющим занимать выжидательную позицию. Если смотреть на список предприятий, уже реализовавших пилотные проекты или ведущих переговоры по внедрению этой технологии, банковская отрасль в нем практически не фигурирует. Но время диктует свои условия. В будущем SAP HANA найдет свое применение в банках – в этом можно не сомневаться.

С расширением процессов интеграции российского бизнеса в мировой рынок неизбежно потребуются новые инструменты. Возрастающие потребности предприятий потянут за собой и расширение банковских услуг. Без сомнения, положительный опыт внедрения HANA в мировом финансовом секторе будет тем стимулом, который придаст ускорение в принятии решений о применении передовых технологий и в российской банковской сфере.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями