Web Kontrol
В компании Web Kontrol создали поисковик, нацеленный на нелицензионный видеоконтент

Один из нмх — компания Web Kontrol, уже несколько лет специализирующаяся на поиске пиратского видео в Сети, однако почти неизвестная до сих пор широкой публике. О том, что входит в сферу интересов Web Kontrol и как в компании восприняли изменения в сфере пиратства, Computerworld Россия рассказала основавшая ее Ольга Валигурская.

- Начнем с того, что такое Web Kontrol, есть ли у вас конкуренты?

Web Kontrol существует с 2009 года. Это российская компания, которая занимается защитой авторских прав на территории русскоязычного сегмента Интернета.

Правообладателей в этой сфере не так много, поэтому немного и компаний, работающих с ними. Web Kontrol — одна из тех, кто работает по этому направлению. Наши специалисты сделали довольно мощное программное обеспечение, позволяющее найти нелегальную продукцию и обнаружить все нелегальные копии продукта, который нас просят защитить правообладатели, в довольно краткий срок на большом количестве сайтов. Как только появляются новые сайты, размещающие пиратские материалы, мы их индексируем. По сути, мы создали поисковик, подобный «Яндексу», но нацеленный именно на нелицензионный контент.

- Судя по информации на вашем сайте, вы защищаете только фильмы?

Нет, мы занимаемся также программным обеспечением, играми, а в ближайшее время планируем отслеживать музыку.

- А книги?

К сожалению, эта сфера сейчас переживает не лучшие времена, их контент не так дорого стоит, чтобы правообладателям было интересно его защищать.

- Вы полагаете, что производители такого контента смирились с пиратами?

Нет, они борются, и хорошо, что борются. Но если фильмы – дорогой контент, и представители киноиндустрии имеют ресурсы, чтобы найти ответчика и взыскать с него причиненный ущерб, то книжная продукция, увы, не настолько прибыльна, хотя подавление пиратства в этой области могло бы в корне изменить ситуацию. Того же Пелевина покупают немногие, а вот скачивают с нелегальных онлайн-библиотек на порядок больше.

- Как вы боретесь с пиратами?

Мы рассылаем уведомления о том, что размещение данного контента незаконно. Получив уведомление, владельцы сайта либо убирают его, что происходит в 80% случаев, либо нет. Но и тогда можно попробовать найти ответчика и убедить его, не доводя дела до суда и блокировки.

- То есть ваше дело — найти нелицензионный контент, остальное – проблемы правообладателя?

И да, и нет. Мы можем также связаться с провайдером, попросить его заблокировать пиратский ресурс, сделать еще что-то, но надо понимать, что пиратство – уголовно наказуемое деяние, и это область компетенции МВД. Мы можем только передать информацию о нарушителях правообладателям.

- Получается, правообладатели используют ваши услуги только для поиска?

Для поиска и сбора различной статистической информации – сколько денег потеряно, кто наносит наибольший урон и т. д.

- Как вы строите отношения с правообладателями — сами ищете пиратские копии по их просьбе или они могут купить у вас инструменты для его поиска?

Мы получаем документацию от правообладателя о том, что он действительно владеет правами на заявленный контент, доверенность на поиск нелегальных копий, но ищем и отслеживаем все сами. Конечно, правообладатель может и сам заниматься этим, но нам это делать проще, тем более что случаи нарушения его прав порой доходят до десятков тысяч в месяц. И каждую ссылку надо проверить, занести в базу, по каждой отправить уведомление… Работа достаточно муторная.

- Как вы отнеслись к недавно вступившему в силу «антипиратскому закону»?

Нам кажется, это хороший инструмент, дающий возможность правообладателям более эффективно отстаивать свои права. Самостоятельно искать владельцев пиратских ресурсов, добиваться их блокировки нелегко и очень затратно, особенно если владельцы находятся в одной стране, а хостинг — в другой. Теперь же появился административный ресурс для воздействия. Я читаю логичным, что принят такой закон, и логичным продолжение, касающееся программного обеспечения, игр и музыки, соответствующий закон может быть принят уже этой осенью.

Любой шаг в данном направлении уже хорошо. Да, могут быть какие-то трудности, но главное – намерение государства бороться с пиратами — уже высказано.

Отмечу, что никто не собирается сразу запрещать и блокировать, сначала от владельцев таких ресурсов пытаются по-хорошему добиться снятия нелицензионного контента, отправляя им уведомления несколько раз.

- Тем не менее в законе прописан механизм предварительной блокировки, до решения суда…

Да, но для этого правообладатель все равно должен подать заявку в Мосгорсуд.

- Получается, что на сегодняшний день вы заполнили то пространство, которое закон не регулирует, а именно поиск пиратского контента и лиц, его разместивших? Иначе говоря, вы даете правообладателю ту необходимую информацию, с которой он уже может обращаться в Мосгорсуд?

Совершенно верно.

- Логично предположить, что ваша компания может заинтересовать соответствующие госорганы, тот же Роскомнадзор, а с другой стороны, и вам такое сотрудничество было бы интересно.

Мы открыты для сотрудничества с любыми заказчиками, государственными в том числе. Подробности я бы хотела оставить за рамками разговора.

- Летом вы подали в Роскомнадзор список ресурсов, где выложены нелицензионные копии фильмов. Это была ваша инициатива или же список был составлен в рамках партнерских отношений?

Нас попросили правообладатели, которые мотивировали это тем, что Роскомнадзору такой список был бы полезен.

- Не так давно была высказана идея о создании специализированного поисковика для пиратского контента. По сути, это то, чем ваша компания располагает сейчас. Или есть нюансы?

Есть нюансы. Идея заключалась в том, чтобы был кто-то один, кто ищет весь контент, которым располагают правообладатели. Но будет ли интересно им такое объединение? Владельцы конкретного фильма хотят защищать свой фильм, но захотят ли они предпринимать для защиты усилия более глобального характера – вопрос.

- А вы готовы предоставить свои услуги, если заказчиком такого поисковика выступит государство?

Конечно, почему бы и нет. Я уже говорила, что мы открыты для сотрудничества.

- Как вы относитесь к идее создать структуру, которая будет выступать посредником между правообладателями и Мосгорсудом?

Такая организация может быть создана, но обращаться в нее или нет, должны решать сами правообладатели. Это не должно быть обязательным. Но пока они прекрасно справляются и сами с подачей заявок. Я вижу практическую пользу от такой структуры, если будет очень много заявок и потребуется их как-то структурировать, но пока в этом нет необходимости.

- Антипиратский закон планируют распространить на другие виды контента. Как вы считаете, потребуется ли его корректировать?

Думаю, формальное клонирование тут невозможно. Кроме того, есть контент, который вообще очень сложно поддается защите, те же фотографии. Поэтому довольно трудно решить, где остановиться.

Насколько, по вашему мнению, проработаны механизмы блокировки пиратских ресурсов? К примеру, как быть, если они размещаются на иностранных хостингах?

Механизмы есть, и они достаточно хорошо обкатаны на примере действия предыдущего закона о защите прав детей в Интернете – блокировка по IP, по доменному имени. Роскомнадзор, как и операторы связи, имеют методики, позволяющие блокировать ресурс вне зависимости от того, где он находится. Вопрос только в сложности таких методик и их цене.

Расходы, видимо, лягут на плечи операторов связи?

Уверена, они с этим справятся.

Но и пираты ищут методы борьбы, например доступ через анонимайзеры…

Да, но этими способами будет пользоваться только небольшое число граждан. А остальные пойдут на легальные ресурсы, которые сейчас активно пытаются нарастить свою аудиторию, но не могут из-за тех же пиратов. Абонентская плата на таких ресурсах невысока, ее может позволить себе практически каждый.

А как насчет качества услуг? Смогут ли такие ресурсы предоставлять те же преимущества, что и их пиратские конкуренты, – несколько звуковых дорожек, адекватный перевод, быстрая озвучка?

Пираты предоставляют все это, поскольку не несут никаких расходов по покупке прав на фильмы, зарабатывая большие деньги на рекламе. Легальные ресурсы тратят большие деньги, но, я думаю, они смогут предоставить то, что требуется.

Хочу подчеркнуть, что происходящее сейчас – это совершенно нормально. Как в 2000-х мы перешли от вещевых рынков к цивилизованным магазинам, так и сейчас мы переходим к легальному потреблению контента. И, получая те деньги, которые раньше уходили пиратам, наша киноиндустрия получает возможность производить по-настоящему качественный продукт.