Прогнозы на 2020 год на прошедшей в Лондоне конференции CIO Forum обсудили с ИТ-руководителями европейских компаний директора по исследованиям Forrester Кристофер Майнс и Паскаль Матцке, а также главный аналитик компании Джон Маккарти.

Как технологии повлияют на предприятия?

Учитывая, что все больше технических средств превращается в стандартные инструменты бизнеса, есть вероятность, что в предстоящие годы они станут для предприятий повсеместно доступным ресурсом, а не критически важным средством получения конкурентных преимуществ.

Превратятся ли технологии в предмет обихода, не создающий принципиальных конкурентных отличий, или останутся важнейшим инструментом, с помощью которого предприятие создает оригинальные предложения?

Аналитики Forrester и делегаты конференции сошлись во мнении, что предприятия продолжат пользоваться технологиями для получения конкурентных преимуществ. Сегодня едва ли не в каждом банке, например, создают собственные интерфейсы мобильного банкинга, но работают они все на стандартизованных системах. Таким образом, стремление к улучшению маневренности бизнеса и способности привлекать клиентуру приведет к смещению фокуса в ИТ от внутренних операций на клиента: начнется переход к миру «программного обеспечения как бренда».

Важно понимать, что основные уровни ИТ становятся или уже стали формальной необходимостью для предприятий: базовая инфраструктура, виртуальные серверы, корпоративные приложения. Но существует новый класс технологий, нацеленных на привлечение клиентов и предназначенных для подразделений по работе с заказчиками. ПО превращается в бренд и становится визитной карточкой компаний в целом ряде отраслей, сохраняя свое дифференцирующее значение в глазах заказчиков и сотрудников.

Как будет осуществляться архитектурное планирование и развертывание технологических решений для бизнеса в 2020 году?

По мере того как корпоративные ИТ будут все больше автоматизироваться и полагаться на внешние облачные сервисы, роль ИТ-департамента в закупках и развертывании приложений изменится.

Но будет ли это означать, что отделы ИТ продолжат создавать и сопровождать свои приложения и инфраструктуру, а также владеть ими, или же начнется массовый переход на приложения-сервисы и бизнес-процессы, организуемые внешними специалистами?

И снова делегаты в основном согласились с тем, что в компаниях будут все шире компоновать и развертывать решения, предлагаемые растущим числом сервис-провайдеров, поэтому навыки в области ИТ будут по-прежнему востребованы. Но ИТ-специалисты будут интегрировать и координировать сервисы, предоставляемые извне, а не самостоятельно разрабатывать их и владеть ими.

Какая структура будет у ИТ-подразделений в 2020 году и какие навыки потребуются их специалистам?

На предприятиях уже сейчас в технологии инвестируют не только департамент ИТ, но и другие, например отделы сбыта и маркетинга. Эта тенденция развивается в том числе благодаря стремительному росту технической грамотности сотрудников всех отделов, который стал следствием консьюмеризации.

Сохранится ли и в следующем десятилетии тенденция повсеместного проникновения ИТ в жизнь организации, в результате чего технологии до какой-то степени исчезнут из виду, или департамент ИТ останется центром, предоставляющим приложения и инфраструктуру?

В Forrester уверены, что функции ИТ будут еще глубже вплетены в ткань организации в целом.

На ИТ будут работать маркетинг и продажи, поддержка покупателей и производство. Определенная экспертиза в области ИТ будет по-прежнему нужна, чтобы координировать работу внешних сервис-провайдеров, но самостоятельного централизованного ИТ-департамента уже не будет — к 2020 году он уйдет в прошлое.

Как будет выглядеть портфель поставщиков, с которыми работает предприятие?

Облачные сервисы уже сейчас кардинальным образом меняют ИТ-рынок — новые провайдеры угрожают отобрать хлеб у традиционных игроков. Мобильные технологии, социальные сети и аналитика тоже способствуют беспрецедентным переменам в отрасли, и новые компании, появляющиеся в этих сегментах, начинают бросать вызов «историям успеха» прошлого десятилетия — Google, Salesforce и др. Тем временем венчурные финансисты, например Capgemini и Accenture, инвестируют не в сервисные компании, а в стартапы, специализирующиеся на анализе данных.

Сможет ли молодое поколение вытеснить «старожилов» или этому помешает перспектива необходимости выбирать из огромного количества сервис-провайдеров?

Среди присутствовавших на конференции большинство считает, что предприятия продолжат полагаться на более крупные имена, а те будут поглощать стартапы, поскольку способность мелких провайдеров, особенно с узкой специализацией, долгосрочно развивать свой бизнес под вопросом.

В Forrester же предположили, что в предстоящие несколько лет круг поставщиков ждет резкая перетряска, туда будут входить как традиционные компании, так и новички.

Круг поставщиков изменится довольно сильно. По-видимому, в него будут входить всевозможные новаторы, но и опора на более крупных поставщиков сохранится.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями