Серджио Пессоа
Серджио Пессоа: «К нам на рынок пытались войти крупные индийские софтверные компании, но у них ничего не получилось, поскольку они ничего не давали взамен»

Бразильский ИТ-рынок в 3,7 раза больше российского, причем в 2012 году разрыв даже немного увеличился. Почему возникло столь большое преимущество при почти одинаковых размерах двух стран, попытался объяснить глава американского офиса Агентства по поддержке экспорта Бразилии Серджио Пессоа, который приехал в нашу страну по приглашению ассоциации разработчиков ПО «Руссофт» и принял участие в Петербургском международном экономическом форуме.

Пессоа отвечает за поддержку экспорта в США и привлечение инвестиций предприятий 80 секторов экономики Бразилии. Ранееl он много лет работал директором по развитию рынков в Brasscom, бразильской ассоциации телекоммуникационных и ИТ-компаний.

Сложное сравнение

По данным IDC, объем бразильского ИТ-рынка достиг в 2012 году 123 млрд долл., увеличившись на 11% по сравнению с предыдущим годом. В России аналогичный показатель составил 33 млрд долл., а прирост — всего 4%. Замедление роста российского рынка ИКТ отчасти объясняется появлением первых признаков насыщения рынка. Точно определить необходимое увеличение, чтобы сравняться с Бразилией по уровню использования информационных технологий, сложно: межстрановые сравнения всегда дают большую погрешность.

Разрыв можно также объяснить разницей в численности населения (в Бразилии она больше на 35-40%). Не исключено, что объем ИТ-рынка России аналитиками недооценен из-за закрытости многих компаний и госструктур.

Необходимо учитывать и возможную более высокую стоимость ИТ-услуг бразильских компаний из-за имеющегося протекционизма. Как сказал Пессоа, в тендерах, которые проводят госструктуры, местные ИТ-компании имеют 25-процентную фору по цене в сравнении с иностранными поставщиками.

Тем не менее при всевозможных поправках бразильский ИТ-рынок все равно раза в два больше российского.

Более ранний старт

Пессоа в качестве первой причины имеющегося разрыва назвал то, что Бразилия привлекла на свой рынок ведущие высокотехнологичные компании мира намного раньше России. Например, бразильский офис IBM появился в 1917 году.

Вторая причина связана с государственным управлением. Речь идет не только о серьезной поддержке ИТ-бизнеса. Например, регулирование банковской деятельности стимулировало бразильские банки вкладывать большие деньги в информатизацию. Такой стимул давали еще и сложные условия, в которых они работали два десятка лет назад, когда инфляция достигала 1000% в год.

Пессоа имеет возможность сравнивать работу банков США и Бразилии. По его мнению, благодаря внедренным ИТ бразильские банки работают лучше американских.

Очень высок уровень информатизации в госсекторе Бразилии. Например, внедренные технологии позволяют получить результаты политических выборов уже через три часа после завершения голосования.

Широкое внедрение технологий в Бразилии началось во многом благодаря борьбе с нищетой. «Инновационный путь развития экономики позволил 40 млн граждан страны, которые ранее считались бедными, 'вырасти' до среднего класса», — заявил Пессоа.

Не во всем впереди

В отличие от России, в Бразилии имеется специализированная государственная структура, занимающаяся поддержкой экспорта и привлечением иностранных инвестиций в бразильскую экономику. Однако касательно продаж ПО за рубежом Бразилия немного уступает России. Это не значит, что поддержка экспорта бесполезна. С учетом количества квалифицированных технических специалистов и качества подготовки студентов по физике и математике в двух странах, российское преимущество по экспорту ПО должно быть не небольшим, а огромным. В Бразилии только в последнее время правительство начало стимулировать подготовку ИТ-специалистов.

Отставание по объему экспорта ПО существует еще и потому, что бразильские софтверные компании далеко не всегда стремятся за рубеж, поскольку имеют достаточно комфортные условия на крупном внутреннем рынке. Половину бразильского рынка ERP занимает местная компания TOTVS, а мировой лидер SAP находится на втором месте с рыночной долей около 30%. В настоящее время в Бразилии идут споры о том, стоит ли так сильно защищать внутренний ИТ-рынок.

Возможно, отчасти из-за протекционизма только 10% бразильских софтверных компаний являются экспортерами. «Нам еще нужно учиться производить ПО на экспорт и продавать его за рубежом», — признается Пессоа.

По его мнению, на мировом софтверном рынке Бразилия и Россия не конкурируют, поскольку находятся далеко друг от друга, но в некоторых областях могут сотрудничать и открывать друг для друга внутренние рынки на определенных условиях. «Например, если в Бразилию будут поставляться российские решения в области информационной безопасности, являющиеся одними из лучших в мире, то в России должны продаваться бразильские решения для банковского сектора. К нам на рынок пытались войти крупные индийские компании, но у них ничего не получилось, поскольку они ничего не давалим взамен», — рассказывает Пессоа.

Создание в Бразилии удаленных центров разработки, скорее всего, может заинтересовать наши софтверные компании только с точки зрения выхода на внутренний ИТ-рынок этой страны. Тем более что любая «дочка» иностранной компании считается в этой стране местной компанией со всеми соответствующими правами и защитой. Сам бразильский рынок труда вряд ли привлекателен, поскольку программисты в этой стране в дефиците и довольно дорогие. По словам президента ассоциации «Руссофт» Валентина Макарова, одна из крупных отечественных компаний уже заинтересовалась возможностью открыть центр разработки в Бразилии.