Руслан Заединов Крок
Руслан Заединов: «Для нас наиболее важным стало появление ряда крупных проектов, в процессе реализации которых компания выступает в роли облачного интегратора»

Компания «Крок» — постоянный участник форумов «Мир ЦОД». Руслан Заединов, заместитель генерального директора компании, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений, рассказал еженедельнику Computerworld Россия о состоянии этого сегмента российского рынка ИТ и работе «Крока» в данной области.

- Каковы наиболее характерные изменения, произошедшие на российском рынке ЦОД после форума «Мир ЦОД 2012»?

Если говорить о коммерческих центрах обработки данных, то здесь можно отметить одну очень важную вещь для провайдеров услуг ЦОД – за это время практически не появилось новых крупных центров, которые могли бы значительно повлиять на сложившуюся рыночную ситуацию. Насколько мне известно, в эксплуатацию введен всего один крупный ЦОД. Он довольно быстро построен в Москве компанией IXcelerate. Но один новый игрок погоды не делает: площадки, принадлежащие «Кроку», «Ай-Теко», Data Space Partners, DataLine и ряду других компаний, еще не заполнены, и предложение на рынке, по существу, осталось тем же.

Для нас же наиболее важным стало появление в последний год ряда крупных проектов, в которых компания выступает в роли облачного интегратора. Об этом говорили давно, однако дело сдвинулось только сейчас. До сих пор заказчики обычно размещали оборудование, арендовали виртуальные серверы и дисковое пространство, используя потом все это по своему усмотрению. Для крупных корпоративных заказчиков такая модель работы не особенно привлекательна, поскольку они привыкли к помощи системных интеграторов, которые адаптируют их ИТ-системы к решению важных для бизнеса задач. Такие организации, включая крупные банки, промышленные и логистические компании, едва ли будут рассчитывать на сервисы только из пакета стандартных облачных предложений: им нужен интегратор, чтобы создать специализированные для их нужд решения.

- Что это за проекты, в чем их специфика?

Поясню, не называя конкретных имен. Многие ретейлеры заинтересованы в развитии электронной коммерции. На начальном этапе им бывает довольно трудно оценить потенциал таких начинаний, определить оптимальный масштаб финансовых вложений, соотнести их с возможным спросом. В таких случаях разумно отдать на аутсорсинг инфраструктуру электронной торговой площадки, оставив за собой все, что относится к предметной области, включая прикладную часть и контент. Вот такие проекты появились, например, в нашей практике.

Появляются заказчики, которые хотят не просто использовать стандартные ресурсы ЦОД или облачных решений, а обеспечить отказоустойчивость своей ИТ-системы, создать резервный ЦОД и в дополнение к этому осуществлять балансировку нагрузки, подключить провайдеров услуг связи, обеспечить резервное копирование и вполне определенное время восстановления. Есть и такие запросы, как разделение системы на части, одна из которых является виртуализованной и способной быстро изменяться в зависимости от требований бизнеса, а другая — фиксированной, создаваемой на базе физических серверов, в том числе под управлением Unix. И все это должно размещаться у нас и предоставляться в качестве сервиса. Таким образом, появляется абсолютно новый вид контрактных услуг. Подобные услуги предоставляются без поставок оборудования заказчикам и требуют разработки специальных тарифов. В течение первого полугодия у нас появились три очень крупных заказчика в области ретейла и создания контента для индустрии развлечений, для них реализуются проекты облачной интеграции.

- Все это относится к коммерческим ЦОД. А что происходит в области строительства предприятиями собственных центров обработки данных?

Этот сегмент, который всегда формировался отдельными проектами, тоже постепенно развивается. Предприятия, хотя и очень сдержано, продолжают вкладывать деньги в собственные ЦОД. Для одного банка мы построили центр обработки данных мощностью в 2 МВт, что является весьма заметным событием для финансового сектора. В настоящее время идет проектирование 15-мегаваттного ЦОД для компании в сфере энергетики.

Все развивается по спирали. Раньше любые более или менее крупные организации имели свои вычислительные центры с огромными по теперешним меркам машинными залами. За последние два десятилетия эти ВЦ прекратили свое существование, а компьютерная техника изменилась настолько, что залы трансформировались в серверные «чуланчики». Если потребности в ИТ отечественных организаций будут расти, мы, возможно, станем свидетелями восстановления ВЦ на иной технологической базе.

- Каким образом смещается спрос от коллокации к инфраструктурным, платформенным и другим облачным сервисам?

За последний год доходы компании «Крок» от коллокации возросли вдвое, а от облачных сервисов всех видов – в пять раз. Тем не менее, несмотря на рост абсолютных показателей, соотношение между коллокацией и другими сервисами меняется незначительно: на коллокацию приходится около 80% поступлений, примерно 10% приносит аренда виртуальных ресурсов, а оставшиеся 10% — аренда выделенных физических систем. Следует отметить, однако, что виртуальных серверов у нас около тысячи, а специализированных под задачи заказчиков выделенных систем – не более сотни. Эта весьма доходная проектная часть будет расти, поскольку в ней заинтересованы крупные организации. Доходы от собственных ЦОД в обороте компании, хотя и растут значительно быстрее других направлений нашего бизнеса, пока не превышают нескольких процентов.

- Насколько популярны среди ваших заказчиков частные и публичные облака?

Об облаках говорят многие, но таких проектов мало. Я имею в виду и собственные облака предприятий, и те, что поддерживаются в центрах обработки данных компании «Крок». На наш взгляд, основная причина заключается в том, что чрезвычайно трудно обосновать экономическую эффективность частного облака.

Чем хороши публичные облака? Не сверхпривлекательностью в экономическом отношении. Было бы странно, если бы мы продавали виртуальные серверы, учитывая определенную временную перспективу, намного дешевле физических машин. Когда заказчики идут в публичные облака, они думают не об экономии, а о гибкости, управляемости, скорости предоставления ИТ-ресурсов, возможности использовать гарантии провайдера при формирования соглашений о качестве обслуживания бизнес-приложений, что в собственных ЦОД зачастую сделать намного сложнее. Их привлекает возможность быстро развертывать и оперативно корректировать ИТ-поддержку новых задач. Один из банков, например, отказался от ресурсов нашего публичного облака, поскольку бизнес-проект, для которого его использовали, не оправдал ожиданий. Перестав оплачивать эти ресурсы, банк смог оптимизировать расходы, так как не инвестировал в собственную инфраструктуру для проекта, который оказался неудачным. Но при длительном, превышающем, скажем, лет пять периоде использования публичного облака затраты могут оказаться выше, чем при покупке собственного оборудования и создании своей системы.

В частном облаке все не так. Кроме расходов на оборудование, системное и функциональное прикладное программное обеспечение, нужны дополнительные средства на автоматизацию управления, создание и развитие системы предоставления сервисов. Наряду с этим частное облако, как и любое другое, должно обладать определенной избыточностью ресурсов. Постоянный мониторинг нашего облака, которое известно как «Виртуальный дата-центр ‘Крок’», свидетельствует о его практически полной загрузке. Около половины облачных ресурсов расходуется непосредственно на коммерческих заказчиков, другая половина используется в пилотных проектах, при разработке заказного ПО и в ряде других задач, то есть предоставляется заказчикам в косвенном виде. Мы способны, таким образом, эффективно загрузить все свои облачные ресурсы, поскольку работаем с сотнями заказчиков. А когда создается частное облако предприятия, то заказчик всего один. И либо сразу нужно строить облако с дефицитом ресурсов, либо функциональные преимущества частной облачной инфраструктуры должны перевешивать экономические соображения. Все зависит от специфики бизнеса.

- Подтвердилась ли целесообразность сертификации ЦОД «Компрессор» в соответствии с требованиями Uptime Institute?

Безусловно. Прежде всего, мы это обещали и выполнили свои обязательства. Наконец-то появились заказчики, которые указывают сертификацию площадки центра обработки данных в качестве обязательных тендерных требований. Для них важен аудит ЦОД, осуществляемый профессионалами в данной области, как, скажем, важен внешний аудит бухгалтерской отчетности. Среднестатистическое время простоя центров обработки данных Tier II, III и IV составляет сутки, полтора часа и несколько минут в год соответственно. Возможно, нужны более «плавные» оценки, но сегодня стандарты такие, какие они есть, и никто не хочет опускаться ниже «тройки». Наряду с этим сертификация открывает доступ к консультациям специалистов Uptime Institute на всех этапах создания ЦОД – от проектирования до выбора и монтажа оборудования, что существенно упрощает решение многих вопросов. Что же касается цены, то я бы сказал, что сертификация ничего не стоит по сравнению с инвестициями в строительство ЦОД (по данным Uptime Institute, сертификация проекта и готового объекта обходится, в зависимости от энергопотребления, от 100 тыс. до 350 тыс. долл. — А. Ч.).

- После ввода в действие «Компрессора» возникали какие-либо серьезные эксплуатационные проблемы?

Никаких существенных проблем не было — благодаря тщательному и продуманному проектированию, резервированию не только ИБП, кондиционеров и дизель-генераторов, но и всех компонентов инженерных систем, обеспечивающих их параллельное обслуживание, благодаря подготовке и регулярным тренировкам персонала, организации работы таким образом, чтобы максимально ослабить возможные негативные воздействия человеческого фактора. Во время испытаний, например, обнаружилось несоответствие скоростей заполнения горючим расходного бака дизель-генератора и потребления топлива, что в конечном итоге могло бы привести к весьма неприятным последствиям. Выяснилось, что закрыта одна из задвижек, хотя ее рукоятка установлена в правильном положении. Но благодаря хорошему знанию системы все быстро устранили.

- Насколько полезным вы считаете участие в форумах «Мир ЦОД»?

Я всем говорю, что в России есть два мероприятия по центрам обработки данных, в которых нужно обязательно принимать участие: летом — «Мир ЦОД», осенью — конференция DatacenterDynamics. Почему? Во-первых, максимальное представительство по составу участников, что весьма интересно для слушателей. Во-вторых, очень широкий охват тем. В-третьих, высокая посещаемость, позволяющая донести свою позицию до весьма широкой аудитории. Все эти три аспекта очень ценны для нас.