Кирилл Корнильев IBM
Кирилл Корнильев: «Некоторые горячие головы утверждают, что через пару десятков лет в мире останется всего лишь примерно 20 университетов»

Такое предположение прозвучало на прошедшем в Петербурге форуме по информационным технологиям в образовании «Университет будущего» из уст Кирилла Корнильева, генерального директора IBM в России и странах СНГ. Мешающие прогрессу языковые барьеры будут преодолены с помощью средств автоматического перевода. Правда, Корнильев сослался на «некоторые горячие головы», а, значит, сам вряд ли верит в то, что университетов будет столь мало. Однако ни он, ни другие докладчики форума «Университет будущего» не сомневаются, что количество вузов будет стремительно сокращаться, а университеты в нынешнем виде вообще исчезнут.

Организовал форум Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров при поддержке Российского cоюза ИТ-директоров и Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга. Для мероприятий, которые проводит эта организация, весьма характерны смелые и порой даже провокационные заявления.

Отчасти стихийный процесс

Соответствующие трансформации уже происходят в мире и в России. Количество вузов сокращается за счет укрупнения тех университетов, которые активно внедряют информационные технологии.

Процесс обучения кардинально меняется даже в школах. При этом иногда стихийно и без участия чиновников Министерства образования и руководителей учебных заведений. «Школьники уже не диктуют, что им задали, тому, кто не был на уроке или не записал. Они пересылают фото со школьной доски, на которой написано задание. Недавно дочка попросила объяснить доказательство одной теоремы. Пока я минут 15 думал, вспоминал, она нашла объяснение в YouTube и все поняла», — рассказал Корнильев.

Вузы вынуждены использовать современные информационные технологии непосредственно в процессе обучения, у них нет другого выхода. В противном случае они не сохранят свои позиции и не смогут привлекать абитуриентов.

В настоящее время программа бакалавриата успевает устареть уже за время обучения по ней студента. Без ИТ оперативно ее обновлять невозможно. Кроме того, технологии позволяют обеспечивать итеративность и постоянный личный контакт преподавателя и студента, что способствует формированию лидерских качеств. Согласно информации IBM, такие качества дефицитны и крайне важны в современной мировой экономике, в которой доминируют сервис-ориентированные компании. Особенно сложно обстоят дела с их формированием в российской системе высшего образования, которая дает неплохое системное мышление, но имеет проблемы с обучением управлению проектами.

Технологии также могут широко использоваться для контроля качества обучения и образовательных услуг. Компания Polycom предложила применять технологии видеосвязи и видеосервисы, уже предоставляемые из облаков, не только для самого процесса обучения, но и для предотвращения продаж научных степеней. «Открытость является одним их самых эффективных методов борьбы с коррупцией во всем мире. В вузах открытость можно обеспечить путем видеотрансляций защиты диссертаций, сделав эти трансляции доступными для любого пользователя Интернета», — заявил Сергей Хомяков, вице-президент Polycom в России и СНГ.

По словам Арсения Тарасова, генерального директора Adobe Systems в России, странах СНГ и Ближнего Востока, 97% студентов предпочитают получать знания в цифровом виде. Как добавил Тарасов, скоро даже пища, возможно, станет цифровым контентом, поскольку НАСА объявила конкурс на создание 3D-принтера, который будет распечатывать еду для космонавтов.

Рик Ван Сент, вице-президент по e-learning американской компании Blackboard, имеет 35-летний опыт работы в университетах (он совмещает работу в компании с преподавательской деятельностью) различных стран и считает, что все изменения в системе образования связаны с онлайн-обучением, которое где-то удачно применяется, а где-то не очень.

По его словам, онлайн-курсы, широко используемые университетами, — явление совсем новое, которому год-два. Их внедрение стало возможным благодаря жесткой внутренней конкуренции между университетами, технологиями и поставщиками решений.

Однако если нет четкого плана, то все технологии, используемые в образовательном процессе, нельзя будет интегрировать, а, значит, они будут во многом бесполезны. Ван Сент продемонстрировал схему с архитектурой организации онлайн-обучения в одном из крупнейших университетов США. Она выглядела очень запутанной и непонятной. Чтобы разобраться с ней, пришлось ввести новую должность ИТ-менеджера.

Компания Blackboard разработала одноименную платформу, которая позволяет сделать архитектуру организации онлайн-обучения более простой. Ван Сент утверждает, что эту платформу уже используют 72% университетов из числа 200 лучших в мировом рейтинге.