Foursquare
Foursquare — самая известная сеть, опирающаяся на возможности геопозиционирования

В условиях конкурентного рынка мобильным операторам важно не только дифференцировать свои предложения, но и формировать услуги, создающие новые источники дохода. Важное место среди них должны занять геолокационные сервисы (Location-Based Service, LBS), основанные на определении текущего местоположения мобильного телефона пользователя. На сегодняшний день самыми известными и популярными LBS-сервисами остаются навигационные приложения. Однако определяющую роль будут играть вовсе не они.

Информация, проходящая через сети мобильных операторов в режиме реального времени, имеет огромную ценность. Не случайно эксперты Cisco назвали мобильные данные «новой нефтью», дающей возможность формировать массу услуг, имеющих прекрасные возможности для монетизации. К примеру, данные об истории покупок и навигации в Интернете, подключениях и типах устройств, местоположении и скорости доступа можно использовать для персонализированной рекламы.

«Задержка в обработке информации хотя бы на несколько минут радикально снижает ценность полученных результатов. От сбора данных до выработки рекомендаций должно проходить минимальное время», — заявил Янн Шевалье, генеральный директор компании Intersec, в ходе презентации решений своей компании на выставке «Связь-Экспокомм-2013».

В сетях операторов ежесекундно появляются данные о различных событиях: видах подключенных устройств и их местоположении, совершенных звонках. Их объем может составлять несколько терабайт в день и отражает активность сотен миллионов абонентов: включение и выключение устройств, начало и конец звонков, перемещение, интернет-сессии, отправку SMS-сообщений, смену SIM-карт. Такая динамика данных, равно как и необходимость в их немедленной обработке, позволяют вести речь о проблеме Больших Данных.

Для решения задач, связанных с использованием мобильных данных, Intersec предлагает платформу IGLOO. Она позволяет объединить в режиме реального времени всю оперативную информацию из сети оператора связи, в том числе информацию о местоположении абонентов, делая возможным предоставление широкого спектра LBS-сервисов.

В Intersec предлагают фокусироваться на пяти наиболее перспективных моделях использования мобильных данных: реклама, геомаркетинг, геосоциальные сети, прямое взаимодействие устройств (M2M) и безопасность. Согласно наиболее распространенному сценарию, компании рассылают клиентам таргетированные рекламные сообщения SMS и MMS, основываясь на их точном местоположении. Как подчеркнул Шевалье, отклик клиентов при этом достигает 30%, тогда как стандартный показатель для SMS-рекламы без использования геолокации не превышает 4%.

Например, решение IGLOO использует платформа мобильного маркетинга Weve, собирающая информацию об абонентах четырех крупнейших мобильных операторов Великобритании, а также SFR Regie, действующая во Франции. Их заказчиками являются многие известные бренды. Как показывает практика, наибольших успехов удается добиться торговым компаниям, занимающимся продажей одежды, автомобилей и электроники, а также предприятиям общественного питания.

Отдельным направлением бизнеса становятся консалтинговые проекты. Сеть Auchan использует данные о перемещении своих клиентов, чтобы определить оптимальные места для строительства новых торговых точек. Данные о прибытии и отъезде публики на футбольные матчи, проходящие на стадионе Stade de France, становятся важной информацией для оптимизации работы транспорта.

Таким образом, мобильные операторы являются владельцами уникальной информации. Нужно лишь научиться пользоваться этим бесценным активом.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями