Плата за электроэнергию
Плата за электроэнергию, расходуемую на охлаждение ИТ-оборудования, является одной из основных статей расхода центров обработки данных. Источник: Interxion

Компания Interxion, сдающая площади своих ЦОД в аренду в 11 странах, забирает воду из Балтийского моря для охлаждения ИТ-оборудования, установленного в Стокгольме.

Плата за электроэнергию, используемую для охлаждения ИТ-оборудования, составляет одну из основных статей расхода центров обработки данных. Компании традиционно развертывают для этих целей большие механические установки. Иногда более дешевыми альтернативами могут стать нагнетание окружающего воздуха и испарение жидкости.

Морская вода тоже оказалась на удивление эффективной. Первоначальные инвестиции компания Interxion окупила уже через год, и сегодня морская вода обходится ей примерно в 0,03 долл. в пересчете на один киловатт-час.

По словам главного инженера Interxion Лекса Курса, который выступил в докладом на недавней конференции, организованной Uptime Institute в Санта-Кларе, его компании повезло в том, что вокруг Стокгольма уже были проложены трубопроводы с циркулирующей в них морской водой. Подключение ЦОД к этой сети помогло компании сэкономить примерно миллион долларов в год.

Тем временем в центрах обработки, которые находятся далеко от моря, имеет смысл использовать другие источники воды. Например, ЦОД в Цюрихе забирает воду из глубокого озера. Другими вариантами могут стать подземные водоносные горизонты и шахты.

Стокгольмский ЦОД не единственный, где для охлаждения используется морская вода. Так поступают многие компании в северных регионах. Охлаждение с помощью морской воды организовано, в частности, в ЦОД Google в Финляндии. Особенность решения Interxion, по словам Курса, заключается в том, что компания повторно использует одну и ту же морскую воду в нескольких модулях ЦОД, что позволяет еще более эффективно расходовать деньги. Когда стало понятно, что у морской воды остается достаточно «ресурса холода» после прохождения через модуль, компания развернула дополнительные серверы, с тем чтобы извлечь из охлаждающих мощностей максимум пользы.

Температура воды на входе в первый модуль ЦОД составляет 6 °С, а на выходе – 12 °С. Второй модуль вода покидает уже при температуре 18 °С, а в третьем нагревается до 24 °С. После этого она поступает на водокачку и используется для отопления близлежащих домов и офисов.

До начала реализации этого проекта Interxion тратила 2,6 млн долл. на электричество, чтобы охладить ИТ-оборудование, потреблявшее в общей сложности 1 мВт электроэнергии. Сегодня, тратя на электроэнергию 5,4 млн долл., компания охлаждает оборудование, потребляющее 5,5 мВт. Таким образом, экономия за счет эксплуатации системы водяного охлаждения составляет около 1 млн долл. в год.

Морская вода попадает в охлаждающую систему не напрямую. Сначала она закачивается в теплообменник, где используется для охлаждения пресной воды. Теплообменник необходимо регулярно очищать, но, по словам Курса, это не вызывает особых сложностей.

После реализации проекта компании удалось уменьшить коэффициент эффективности использования электроэнергии (Power Usage Effectiveness, PUE) с 1,95 до 1,09, добившись очень хорошего результата.

Поскольку снабжение морской водой осуществляет другой поставщик, нет никакой гарантии того, что рано или поздно поставки не прекратятся. Чтобы избежать негативных последствий, рядом с ЦОД были развернуты охлаждающие установки.

Впрочем, в прошлом году охлаждающие установки пришлось запустить всего на несколько часов, когда от правительства поступило распоряжение временно прекратить закачку морской воды. Курс предположил, что оно было обусловлено экологическими факторами. «Думаю, это было сделано для того, чтобы защитить медуз», – заметил он.

По мнению Курса, для охлаждения ЦОД можно было бы использовать воду из многих европейских рек и озер, но в некоторых регионах власти опасаются вредного воздействия на окружающую среду.

«В Лондоне, к примеру, очень неплохо было бы закачивать воду из Темзы, однако местные власти боятся идти на это», – подчеркнул он.