Аутсорсинг бухгалтерских услуг, пожалуй, — один из первых видов аутсорсинга для отечественного бизнеса. В перестройку отпущенным на волю и вновь созданным средним и малым предприятиям не хватало квалифицированных бухгалтеров, и нередко один специалист обслуживал сразу несколько фирм. Это было не очень сложно, поскольку речь шла не об управленческом, а именно о бухгалтерском учете, который велся преимущественно в интересах различных контролирующих организаций, и загрузка бухгалтера была чрезвычайно неравномерной. Сегодня ситуация существенно изменилась, сделав более актуальными совершенно иные формы и функционал аутсорсинговых услуг.

Как отметила в своем выступлении на конференции газеты The Moscow Times «Аутсорсинг бизнес-процессов: повышение эффективности финансовой службы» Наталья Данина, руководитель направления исследований заработных плат, компенсаций и льгот компании HeadHunter, в специалистах, имеющих подготовку в области бухгалтерского учета, недостатка нет. Проведенное компанией исследование, охватившее период с 1 декабря 2009 года по 31 марта 2013-го, показало, что в среднем по России предлагают свои услуги почти в четыре раза больше бухгалтеров, чем имеется вакансий. На первом месте — Санкт-Петербург (зарплата в среднем 32 тыс. руб.), на втором — Краснодар (25 тыс. руб.). За время, прошедшее с конца 80-х, руководители отечественных компаний поняли, что помимо бухгалтера в финансовых службах желательно наличие и других специалистов, например, финансовых аналитиков. Их количество также стремительно возросло и превышает спрос в среднем по России примерно в семь раз. При этом аутсорсинговым компаниям нелегко составить конкуренцию соискателям работы в области, например, бухгалтерского учета. Это в основном люди 26-35 лет с опытом работы от шести лет, претендующие на относительно небольшую зарплату – 30-40 тыс. руб.

Таким образом, сегодня нет проблемы укомплектовать финансовый департамент сотрудниками. Это обстоятельство существенно снизило актуальность аутсорсинга многих процессов финансовой службы. Более того, привлечение внешнего подрядчика даже для бухгалтерского (не управленческого) учета постоянно вызывает тревогу у руководства организации за судьбу конфиденциальных данных. Чужого сотрудника труднее контролировать. В ряде случаев потребность в сокращении числа некритических и непрофильных операций сохраняет актуальность подряда и в этой области. Сюда относится, например, подсчет заработной платы – кропотливый труд, требующий высокой квалификации и востребованный лишь периодически.

Альтернативой традиционному аутсорсингу процессов финансовой службы являются выделенные центры обслуживания, весьма популярные в крупных организациях со сложной структурой департаментов. О своем опыте в этой области рассказала на конференции Маргарита Ефремова, директор по отчетности компании Tele 2. В структуре оператора — девятнадцать юридических лиц, двадцать четыре филиала, десять представительств иностранной компании. Ежемесячно закрывается сорок три пакета управленческой и МСФО отчетности. В 2006 году Tele 2 перешла на единую учетную систему, а в 2010-м начался проект создания общего центра обслуживания (ОЦО). В 2011 году была осуществлена повсеместная миграция на его услуги. Предпосылкой создания ОЦО стала, по словам Ефремовой, неэффективность процессов учета и отчетности. Компания ведет учет как в рамках МСФО, так и в рамках РСБУ, и сталкивается с проблемами обеих систем. Кроме того, доля косвенных расходов финансового департамента в общих косвенных расходах компании не соответствовала среднему показателю по отрасли.

Переход к использованию ОЦО дал компании массу преимуществ. Была создана эффективная система для аналитики и принятия решений. Упростилась интеграции новых регионов. Сократилось количество ошибок, повысилось качество информации для принятия решений. Уменьшились затраты на персонал. В рамках проекта была произведена стандартизация бизнес-процессов и документооборота на предприятиях. Изменения затронули как бухгалтерскую и финансовые службы, так и прочие профильные подразделения. На первой фазе проекта были организованы передача и хранение документов в ОЦО, пакетное сканирование документов. На второй фазе – осуществлялся переход на новую систему визирования и расширение архива; в частности, были созданы система визирования, электронный архив для абонентской и юридической службы и т.д. И, наконец, на третьей фазе была выполнена интеграция с системой учета компании.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями