Рост популярности домашних развлекательных систем способствовал интересу к сетям Wi-Fi, то есть к продуктам основного бизнеса Linksys, однако ими заинтересовались также крупные производители потребительской электроники. Источник: Cisco

Продажа Cisco Systems бизнеса продуктов для домашних сетей компании Belkin International, специализирующейся на производстве сетевого оборудования и периферии для массового рынка, завершила десятилетнюю одиссею Cisco на потребительском рынке. Но в Cisco не намерены его покидать и планируют осуществлять поставки через операторов связи и кабельные компании.

Компания Belkin, не называя суммы сделки, сообщила о покупке подразделения Cisco Home Networking Business Unit, в состав которого входит подразделение Linksys. Новый владелец планирует сохранить торговую марку, включить приобретенные продукты в портфель своих предложений и перевести к себе сотрудников Linksys.

Завершение сделки ожидается в марте. Что продажа рано или поздно произойдет, стало ясно уже в начале 2011 года, когда Cisco прекратила работу над камерой Flip. Ухудшение финансовых показателей заставило Cisco начать крупную реорганизацию. Все это время в Cisco занимались оптимизацией бизнеса, делая упор на корпоративный рынок и сервис-провайдеров, что не сулило ничего хорошего потребительскому бизнесу компании. Компания прекратила также предоставлять услуги телеприсутствия домашним пользователям на базе системы Umi (они предоставлялись непродолжительное время), выпуск которой также прекращен.

Тем не менее, несмотря на стратегию, направленную на завоевание лидирующих позиций в области ИТ, программного обеспечения и сервисов, в Cisco не отказались полностью от домашних сетей, в частности от набирающих все большую популярность систем сервисов онлайнового видео и ряда других приложений. Работу с домашними пользователями компания будет вести теперь через провайдеров, являющихся фактически самыми крупными и надежными клиентами, с которыми у Cisco сформировалось очень эффективное сотрудничество.

В свое время в Cisco хотели громко заявить о себе на потребительском рынке и в 2003 году приобрели компанию Linksys, весьма успешно работавшую именно в этом секторе.

Бизнес Cisco всегда ориентирован на получение устойчиво высоких доходов и прибыли, долговременное сохранение лидирующих позиций на рынке, на то, чтобы предлагать ИТ-руководителям крупных компаний продукты, пользующиеся устойчивой репутацией. Для популярности у непостоянных в своих пристрастиях домашних пользователей требуются совершенно другие подходы, считает Зевс Керравала, аналитик ZK Research, долгое время наблюдающий за деятельностью Cisco.

«Не так уж много компаний, которые одинаково успешны и на потребительском, и на корпоративном рынке. Dell и Hewlett-Packard, к примеру, сражаются на обеих этих аренах. Cisco, чтобы добиться успеха, нужны гораздо более значительные изменения в стратегии, чем те, на которые компания готова пойти», — утверждает Керравала.

За те десять лет, когда Linksys принадлежала Cisco, началось слияние домашних сетей с потребительской электроникой, обусловленное распространением интерактивных развлекательных сервисов, а также технологий беспроводной передачи потокового видео- и аудиотрафика. В Cisco делались попытки включить продукты для домашних сетей в более широкую архитектуру потребительских решений. В 2004 году на международной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show компания продемонстрировала DVD-плеер с функцией передачи потокового видео в сетях Wi-Fi и анонсировала аудиоплеер для беспроводной потоковой передачи. Еще одним продуктом такого рода стал домашний медиасервер.

Рост популярности домашних развлекательных систем способствовал интересу к сетям Wi-Fi, то есть к продуктам основного бизнеса Linksys, однако сетевыми технологиями заинтересовались также крупные производители потребительской электроники.

По мнению аналитиков, Cisco трудно конкурировать с такими масштабными компаниями, поскольку те обладают развитыми и сложившимися розничными каналами. Например, Samsung Electronics, имеющая огромный опыт работы в своем секторе рынка и обладающая очень известными брендами, может без особых усилий добавлять сетевые решения к своим продуктам, отметил Роджер Кей, аналитик компании Endpoint Technologies Associates. «Cisco, вышедшей из сетевой среды, было труднее ориентироваться на рынке домашних систем», — пояснил он.

Керравала подчеркнул, что Linksys сегодня приходится конкурировать, в частности, с Apple, встраивающей маршрутизаторы Wi-Fi в различные потребительские устройства. К примеру, Apple Time Capsule представляет собой маршрутизатор и устройство резервного копирования, размещенные в одном корпусе, и поддерживает технологии Bonjour и AirPlay. Cisco оказалась перед выбором: либо создать конкурентоспособную домашнюю экосистему на базе продуктов Linksys, либо продать это подразделение.

Большинство потребительских устройств отличаются от продуктов Linksys, которые доминируют сегодня в области коммуникаций. На недавней выставке потребительской электроники CES 2013 в Лас-Вегасе Linksys анонсировала три маршрутизатора Wi-Fi, USB-адаптер для сетей Wi-Fi и набор приложений для управления домашними сетями.

Уходя из потребительского бизнеса, Cisco возвращается к тому, что ей удается лучше всего, — к сетевым технологиям. Именно на поставке сетевых технологий основано сотрудничество Cisco с сервис-провайдерами. Компания предлагает ТВ-приставки для домашних сетей и серверную инфраструктуру для доставки контента. Cisco представила на CES новую версию серверной программной платформы поддержки видеосервисов Videoscape Unity для операторов кабельного телевидения и других провайдеров.

ТВ-приставки становятся шлюзами доступа в Интернет, а также могут использоваться для доступа к другим домашним сервисам. Это именно та платформа, которую Cisco может наиболее эффективно предлагать для дистрибуции через провайдеров услуг.

В Cisco планируют поработать еще с продуктами Linksys, намереваясь обеспечивать их взаимодействие с ТВ-приставками, а также с сетями провайдеров. В пресс-релизе о сделке компания Belkin сообщила о планах стратегического партнерства с Cisco в нескольких областях, в том числе в разработке продуктов для провайдеров. Belkin получит доступ к части специализированного программного обеспечения Cisco для формирования «максимально простой и удобной среды для домашних клиентов».

Возможно, когда-нибудь Cisco вернется к потребительским продуктам и будет продавать их через розничные сети, полагает Керравала. Но если это произойдет, то модель бизнеса будет совершенно иной. «Это самая трудная задача, которую им нужно будет решить», — считает Керравала.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями