Милена Адамян Life Sciences Angel Network
Милена Адамян: «Инновационные решения, созданные в США, могут быть применены в российском здравоохранении приблизительно в 50-60% случаев»

В их числе были врачи и представители компаний самых разных профилей: телекоммуникационных гигантов Qualcomm и «ВымпелКом», поставщика онлайн-решений для здоровья Everyday Health и медиапроекта «ВитаПортал», разработчика отраслевого программного обеспечения Castlight Health и магазина мобильных приложений для медицинских организаций Happtique. Конференция сопровождалась выставкой, где участники конкурса «Сколково МД» на лучшую концепцию мобильного диагностического устройства показывали свои наработки потенциальным инвесторам.

Предприниматели обсудили с инвесторами возможности, открывающиеся на рынке «цифровой медицины», новые концепции и бизнес-модели, истории успехов и неудач, факторы, влияющие на скорость внедрения инноваций в медицине и критичные для успешного бизнеса в области «цифрового здоровья», а также cходство и различия российской и американской систем здравоохранения.

По данным опроса, в котором приняли участие 50 экспертов из филиалов организации Health 2.0 International по всему миру, ключевыми факторами, стимулирующими инновации в отрасли, являются наличие культуры предпринимательства, сформированная потребность в новых решениях, возможность получения финансирования на ранних этапах развития проектов, а также свобода доступа к медицинской информации.

Для проектов на рынке «цифрового здравоохранения» не хватает команд, в которых сочетались бы медицинские знания и компетенция в бизнесе, считает Алексей Маловатский, соучредитель фонда Viamedix. Недавно фонд запустил бизнес-инкубатор MedXpoint, его задачей является отбор, реализация и развитие перспективных проектов и идей в этой области.

В России, как и во многих других странах, в связи с острым и растущим дефицитом врачей крайне актуальными становятся мониторинг здоровья, интегрированные электронные медкарты и телемедицина. Информационные технологии способны повысить эффективность и доступность здравоохранения, предоставить новые способы отслеживать состояние здоровья человека. По словам Милены Адамян, основателя и исполнительного директора Life Sciences Angel Network, инновационные решения, созданные в США, могут быть применены в российском здравоохранении приблизительно в 50-60% случаев. Особенности российского рынка заключаются не только в клинических процессах и уровне развития инфраструктуры, потребности в простых и дешевых решениях, но и в отношении к риску и принятию решений в условиях неопределенности. В России риск — естественная составляющая жизни, и путь решений из области «цифрового здоровья» к своему потребителю может быть долог.

Но, несмотря на специфику каждой страны, в перспективе особое внимание в глобальной системе здравоохранения будет уделяться профилактике заболеваний, отметили участники конференции, поэтому отрасль ждет активное использование мобильных устройств для мониторинга состояния здоровья пациентов и других решений на основе Интернета и инфокоммуникационных технологий.

Как рассаказал Марек Дзики, руководитель кластера биомедицинских технологий «Сколково», за последние несколько лет Россия совершила технологический прорыв, давший импульс для развития рынка «цифровой медицины». «Этот рынок растет очень быстрыми темпами, и я уверен, что через четыре-пять лет мы будем пользоваться для мониторинга своего здоровья такими устройствами, о которых сегодня даже не подозреваем», – отметил он.

Рынок устройств, предназначенных для больных людей, существует давно, а вот рынок приборов для здоровых — новый и сулит немало возможностей, указала Эстер Дайсон, основатель и президент венчурного фонда EDventure Holdings. По ее мнению, в этом сегменте важна не столько научная составляющая бизнеса, сколько маркетинг и нацеленность на изменение поведения пациента. Конечно, до широкого распространения в России технологий, меняющих поведение человека, еще далеко, однако перспективы для развития информационных услуг на отечественном рынке здравоохранения довольно благоприятны. Например, Елена Голухова, руководитель отделения неинвазивной аритмологии НЦССХ им. А. Н. Бакулева, сообщила, что готова опробовать сервисы, меняющие поведение пациентов, но не проверять устройства на работоспобность.

Количество людей, которые могут платить, растет с каждым днем, поэтому подписка на интернет-сервисы достаточно перспективна, полагает Дмитрий Фадин, руководитель департамента развития бизнеса Медицинской компании ОМБ.

По мнению Владимира Гераськина, управляющего партнера консалтинговой компании DMG, в перспективе будут высоко востребованы удаленная подготовка врачебных заключений и аренда систем обработки медицинских изображений (PACS). Мобильные устройства будут активно использоваться для маркетинга медицинских услуг и установки небольших приложений для врачей.

Платные сервисы, которые помогают врачам зарабатывать, бурно развиваются уже сегодня. Например, социальная сеть «Доктор на работе» предоставляет врачам несколько способов заработка. Пользователи этой соцсети могут получать плату за участие в опросах, за создание контента, ценного для остальных членов сообщества. «Фармкомпании ежегодно тратят на формирование мнения врачей больше, чем врачи получают зарплату от государства», — утверждает Станислав Сажин, руководитель компании «Доктор на работе». Нельзя сказать, что для пациентов это хорошая новость, скорее — еще один аргумент в пользу бережного отношения к своему здоровью и профилактики серьезных заболеваний, в частности при помощи цифрового мониторинга.