Виталий Савельев
Виталий Савельев: "Мы хотели внедрить. Вероятно, поэтому это у нас получилось».

«Предыдущая команда «Аэрофлота» внедряла ERP-решение SAP почти десять лет. Эта работа так и не была полностью завершена, но не по вине SAP, — отметил Виталий Савельев, генеральный директор «Аэрофлота», возглавивший компанию в 2009 году. — Проект SAP стал серьезным вызовом для новой команды: мы представили дорогостоящую смету совету директоров, и он одобрил ее. Все, что было недоделано, мы завершили за полтора года, внедрив девять модулей, которые в целом дают замкнутую систему ERP, точнее, тот ее минимум, который позволяет нам оперативно управлять компанией».

«Руководство 'Аэрофлота' преуспело в деле трансформации бизнеса на основе технологий, осуществив изменения фантастически быстро — гораздо быстрее, чем топ-менеджеры многих других компаний мира», — прокомментировал Билл Макдермотт, сопредседатель правления SAP.

Среди внедренных функций — бухгалтерский и налоговый учет, казначейство, управленческий учет, МСФО, бюджетирование, управление договорами, закупками и запасами, техническим обслуживанием и ремонтом воздушных судов, управление персоналом и пр. Пользователями системы сегодня являются свыше 2400 сотрудников компании.

Савельев лично возглавил управляющий комитет проекта внедрения SAP, взяв на себя ответственность за его риски, и вовлек в него всех своих заместителей — каждый из них отвечал за одно из девяти направлений проекта.

«Так как все заместители были вовлечены в проект, я не ощущал серьезного сопротивления. Кроме того, мы много работали с сотрудниками — объясняли им, что или вся компания будет жить и работать с системой SAP, или мы будем жить с этой системой, но без тех, кто работать с ней не хочет, — вспоминал Савельев. — Мы хотели внедрить. Вероятно, поэтому это у нас получилось».

Гендиректор «Аэрофлота» не скрывает, что с некоторыми сотрудниками, в том числе и из ИТ-департамента, все же пришлось расстаться. В частности, компанию покинули более 40 ИТ-специалистов, которые не смогли или не захотели освоить SAP.

В качестве генерального подрядчика в проекте участвовало консалтинговое подразделение SAP СНГ. Примечательно, что, по словам Савельева, все субподрядчики, занятые в проекте, были выбраны по рекомендации SAP.

Одновременно с внедрением ERP-системы компания провела унификацию бизнес-приложений. Как подчеркнул Савельев, в 2009 году применялось 180 прикладных платформ, вместо них сейчас используется всего три: ERP-система SAP, система бронирования и покупки билетов Sabre, а также Sirax AirFinance — разработка компании Lufthansa Systems (входит в состав Lufthansa Group), обеспечивающая оптимизацию специфических финансовых процессов авиакомпаний.

О том, какой эффект дала реализация проекта для бизнеса, рассказал Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора «Аэрофлота» по финансам, ключевой пользователь системы. По его словам, основной экономический эффект от ее внедрения удалось получить за счет уменьшения дебиторской задолженности, увеличения оборачиваемости складских запасов и снижения ликвидных остатков на складах, в первую очередь авиационно-технического имущества. С начала проекта выгода по этим направлениям составила около 10 млн евро. В частности, удалось выявить на складах запчасти для тех типов самолетов, которые компания уже не использует или планировала закупать, но затем отказалась. Также были обнаружены 2,5 тыс. договоров, по которым время от времени осуществлялись двойные оплаты.

Благодаря уменьшению штрафных санкций за просроченные лизинговые платежи, а также за заправку авиатопливом в заграничных аэропортах уже за первый месяц промышленной эксплуатации SAP ERP экономический эффект от внедрения составил около 11% той суммы, которую компания ожидала получить за первый год после начала эксплуатации. По словам Курмашова, система дает возможность отслеживать рентабельность вплоть до отдельных рейсов конкретных самолетов.

Ожидается, что внедрение функциональности управления дебиторской задолженностью принесет компании 5 млн евро, модуля управления техническим обслуживанием и ремонтами – более 2 млн евро, управления запасами и закупками – более 10 млн евро, управления персоналом – около 5 млн евро.

«SAP – дорогостоящий инструмент, с помощью которого мы можем реализовывать сложные задачи, — пояснил Савельев. — Он позволяет принимать решения на качественно ином уровне. Деньги, сэкономленные благодаря тому, что мы более четко, точечно реализуем некоторые наши инициативы, мы имеем возможность направить на улучшение обслуживания наших пассажиров".

Компания приступила к подготовке внедрения системы SAP в дочерних компаниях. Начать такой проект решено с авиакомпании «Россия». В ходе этого и других подобных проектов планируется использовать единую методологию внедрения, разворачивая в компаниях типовое решение на базе SAP. Предполагается, что этот подход поможет снизить затраты на внешних консультантов и заодно даст возможность перейти к единым стандартам поддержки ИТ-решений и их развития.

«Цель развертывания SAP в дочерних компаниях – повышение их конкурентоспособности, — пояснил Савельев. — Компании необходима единая платформа, которая позволит получать консолидированную отчетность оперативно и с высоким качеством. Внедрение таких платформ – это насущная необходимость, все крупные авиакомпании работают на основе подобных платформ».

Начиная с 2013 года планируется внедрить еще пять функциональных направлений SAP, некоторые из них являются новыми для российского рынка. Речь идет о корпоративной мобильной платформе на базе технологий SAP AFARIA и SAP Unwired Platform, системе управления политиками доступа к данным SAP GRC, системе экологического мониторинга SAP EHSM+EC, платформе бизнес-аналитики SAP HANA и системе мониторинга рабочей среды конечных пользователей SAP UEM.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями