Олег Шиловицкий, Autodesk
Олег Шиловицкий: «Выбор Autodesk в пользу облака для создания системы PLM — стратегическое решение, которое можно сравнить с созданием компании Saleforce.com»

Компания Autodesk, долгое время демонстративно остававшаяся в стороне от задач управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management), в этом году наконец вышла на этот рынок и сразу с радикальным решением – облачной платформой PLM 360. В развитие своей облачной PLM-стратегии в августе 2012-го Autodesk сообщила о приобретении активов Inforbix, разработчика SaaS-системы для работы с данными об изделии. Сооснователь Inforbix Олег Шиловицкий стал старшим директором Autodesk по PDM/PLM.

До создания Inforbix в 2010 году Олег Шиловицкий занимался PLM-решениями в компании Dassault Systemes. Он хорошо известен в сообществе САПР/PLM как эксперт по широкому кругу вопросов и активный блогер. В ходе московской конференции Autodesk University с Шиловицким побеседовала редактор журнала «Открытые системы».

- Расскажите, пожалуйста, об Inforbix. Какие решения вы разрабатываете, почему они заинтересовали Autodesk?

Примерно с середины 2000-х годов мне регулярно задают вопрос, можно ли сделать PLM столь же простым в использовании, как Google. И это тот главный вопрос, ответ на который мы хотели дать, создавая Inforbix. До последнего времени деятельность разработчиков ПО фокусировалась на том, как создавать данные. Очень мало систем, задача которых – извлекать данные. И это большая проблема, потому что найти что-либо внутри компании оказывается очень непросто. Придите в любую компанию и спросите, например, какому количеству пользователей нужна та или иная функция в их продукте или какие у них три самых проблемных поставщика. Такие вопросы, как правило, ставят в тупик. Понятно, что ответы где-то есть, наверное, их знает несколько человек, но нет решения, позволяющего их быстро получить и использовать в интересах компании.

Создавая Inforbix, мы следовали трем основным принципам. Во-первых, предоставить возможность использовать данные, которые есть внутри компании. Во-вторых, реализовать это просто. В-третьих, обеспечить максимально простое внедрение такой системы.

В результате мы создали решение, которое позволяет легко извлекать данные из разных источников информации, прежде всего из файлов САПР, Excel и других типов файлов. Несмотря на то что системы управления данными о продукте (Product Data Management, PDM) существуют уже давно, по статистике в мире 80% компаний их по сей день не используют. А если посмотреть на малые компании, то этот показатель перевалит за 90%. Почему это происходит? Потому что эти системы дороги и неудобны. В Inforbix мы реализовали часть функций PDM, которые позволяют находить данные внутри компании и обеспечивают их совместное использование. И реализовали это максимально просто для пользователей. Поскольку система облачная, для работы с ней нужно только зарегистрироваться и установить поисковый робот. Дальше все происходит автоматически.

И как оказалось, стратегия Inforbix до такой степени совпадает со стратегией компании Autodesk, что, когда мы встретились с президентом Autodesk Карлом Бассом, то быстро выяснили, что нам настолько по дороге, что лучше пойти вместе.

- В чем было совпадение?

Во-первых, облачный подход. Мы верим, что облако – это будущее, открывающее большие возможности. Autodesk тоже. Во-вторых, мы разработали достаточно много сервисов, которые позволяют представить мир в виде данных. Данные легко могут быть найдены, они глубоко индексированы, то есть включают большое количество семантических связей между собой, которые не всегда очевидны. Мы автоматизируем поиск этих связей. Это тоже совпадение с тем, как Autodesk представляет себе работу с данными.

- Ваши решения поддерживают разнородные источники данных?

Мы обеспечиваем поддержку разных систем автоматизированного проектирования, разных типов файлов, разных информационных источников, включая продукты Autodesk. Но, что наиболее важно, мы разработали технологию, которая позволяет добавлять поддержку новых источников информации.

- Можно сравнить решения Inforbix с такими поисковым системами, как Exalead компании Dassault Systemes или Active Workspace компании Siemens PLM Software?

Есть значительная схожесть с тем, что делают эти системы.

- Почему сейчас стало так востребовано дополнение среды PLM подобными поисковыми системами?

Можно назвать несколько причин. Во-первых, растет потребность в информации, потому что информации становится больше. Во-вторых, все наконец согласились с тем, что невозможно создать PLM-систему с одной базой данных, невозможно объединить все необходимые данные в одном месте. И третье – это Google, которая настолько прочно вошла в наше сознание, что мы хотим иметь нечто подобное и в своей работе.

- Вы уже представляете себе будущее решений Inforbix в портфеле Autodesk?

Окончательной ясности нет, это сейчас определяется. Точно известно, что решения Inforbix становятся частью системы PLM 360 и поиск в PLM 360 будет использовать наши технологии. Пока неясны возможности применений созданных в Inforbix средств поиска, технологий разработки облачных платформ за рамками PLM 360.

- Много ли клиентов у Inforbix, насколько ваша клиентская база пересекается с клиентской базой Autodesk?

У нас немного клиентов. Мы использовали так называемую модель freemium, предоставляя возможность пользоваться сервисом бесплатно до определенного объема функциональности. Пара сотен компаний это использовали, но Autodesk купила Inforbix не из-за заказчиков. Приобретение Inforbix соответствует тому, как Autodesk в большинстве случаев покупает компании – в самом начале их развития, если технологии компании кажутся Autodesk перспективными.

- Судя по вашей должности, система PLM 360 будет входить в ваши обязанности. Как вы оцениваете первые результаты продвижения этого решения и какие задачи перед собой ставите по его развитию?

Да, это одно их основных направлений моей деятельности. Но для продукта такой компании, как Autodesk, который существует на рынке всего четыре месяца, подводить какие-то итоги рано. Главный шаг, который был сделан, это выбор в пользу облака для создания системы PLM. Это действительно стратегическое решение, которое можно сравнить с созданием компании Saleforce.com, решившей продвигать систему CRM как сервис. Для того чтобы реализовать амбиции создать аналог Salesforce.com для PLM, Autodesk несомненно потребуется время. Но я считаю, что у компании есть для этого уникальные возможности. PDM и PLM существуют уже порядка 15-20 лет. Самое трудное для компании – менять существующий бизнес, сложившуюся модель доходов. В этом смысле преимущество Autodesk состоит в том, что у компании нет большого бизнеса PLM, которым пришлось бы рисковать, создавая нечто кардинально новое. Поэтому шансы на успех повышаются.

- Какие могут быть ограничения, проблемы, опасности облачного подхода для PLM?

Думаю, есть две опасности. Во-первых, в продажах главный конкурент – это статус-кво, с ним тяжелее всего бороться. А в результате борьбы со статусом-кво может возникнуть вторая опасность – получить результат, непропорциональный ожиданиям того, что PLM 360 может дать. Сформировать правильные ожидания – задача тех, кто будет заниматься продвижением PLM 360.

С точки зрения технологий с облаком действительно связывают некоторые объективные опасения. Больше всего говорится о проблемах безопасности. Однако облачные технологии – это не главный риск потерять информацию. Самую большую опасность с точки зрения потери информации внутри компании составляют люди. Гораздо легче получить информацию через людей, чем взломать какую-то компьютерную систему. Опасения, связанные с облаком, часто отводят от реальной проблемы. Есть компании, в которых вечером после окончания рабочего дня чертежи валяются на столах. И они говорят о том, что облако создает опасность потери чертежей? Если внутри компании ИТ-подразделение не устанавливает политики на использование паролей и компьютеры оказываются доступны вечером, после того как люди ушли с рабочих мест, то облачные технологии здесь ни при чем.

В целом я не вижу больших технологических ограничений для использования облака для PLM. Технологии – это просто, люди – это очень сложно. Нет сомнения, что мы можем сделать правильные технологии, сложность в том, как соединить наши технологии с людьми. То есть как найти правильную модель продажи облачных технологий и как обеспечить эффективность работы специалистов, которые эту технологию используют.

- В Autodesk уже определили модель продвижения, ценообразования для PLM 360?

Нет. Четыре месяца недостаточно для того, чтобы получить какой-либо значимый ответ на вопрос, какой должна быть эта модель. Если снова провести аналогию с Google, у них ушло около четырех лет на создание модели, которая сегодня эффективно работает. Пока мы экспериментируем; например, совсем недавно выпущена пробная версия, которую любой может использовать в течение 30 дней без каких-либо обязательств. Я не уверен, что это однозначно правильный подход, но на ошибках легче всего учиться. Поэтому мы продолжим экспериментировать и в конце концов, не сомневаюсь, получим результат.

- Система PLM, как правило, должна работать в неоднородной среде, поддерживать системы CAD, PDM других поставщиков. PLM 360 умеет это делать?

Это проблема интеграции. Сегодня тенденция такова, что пользователи рассчитывают получить интегрированные системы. Это естественно. Если у меня есть iPhone и iPad, то это системы разные, но очень хорошо интегрированные, и я могу использовать электронную почту на iPhone и моментально перейти в почту на iPad. В области корпоративных решений людят рассчитывают сегодня иметь похожие возможности. Поэтому проблема интеграции PLM 360 очень важна. Два шага уже сделаны в этом направлении. Во-первых, приобретение Inforbix, решения которой позволяют извлекать информацию из других систем и использовать ее в том числе в PLM 360. Во-вторых, только что мы анонсировали продукт PLM 360 Connect, выпущенный в партнерстве с компанией Jitterbit. Он позволяет извлекать данные из разных систем, трансформировать их и импортировать в PLM 360. Думаю, будут предприняты еще шаги для обеспечения интеграции PLM 360.

- В своем блоге Beyond PLM вы следите за событиями в ИТ и анализируете их в контексте PLM. В поле вашего внимания попадает практически все, что происходит сейчас в ИТ. Вы действительно считаете, что эти события могут оказать реальное влияние на PLM, или это способ высказать свою точку зрения на них? Какие из тенденций в ИТ, на ваш взгляд, оказывают наибольшее влияние на PLМ?

Блог для меня – это способ задавать вопросы. Я не думаю, что все происходяшее в ИТ связано с PLM. Но мне кажется, что следование тенденциям важно для развития PLM. Своего рода «перекрестное опыление» – это достатоточно продуктивный процесс, который часто ведет к инновациям. Более того, есть даже такая методика инноваций – формулировать абсолютно абсурдные предположения, и чем больше, тем лучше. Чтобы найти хорошую идею, надо предложить тысячу плохих, одна из них будет хорошей. С этой точки зрения мой блог – способ произвести тысячу плохих идей, возможно, одна из них окажется хорошей.

Если говорить о тенденциях в ИТ, мне кажется, что Интернет и мобильные технологии существенно изменили ИТ за последние десять лет. При этом ситуация в потребительских и в корпоративных ИТ в корне отличается. Корпоративные ИТ по-прежнему «в противогазе» — стараются предохраняться от этих инноваций. Поэтому один из серьезных вопросов, который корпоративным ИТ предстоит решить в ближайшее время, состоит в том, как достичь в корпоративных продуктах той же мощности, какой обладают сегодня потребительские продукты с точки зрения использования современных мобильных и интернет-технологий.