Как выяснили аналитики, основной прирост на нем обеспечивает массовый покупатель, который не является продвинутым пользователем компьютера. При этом представители GfK считают заблуждением то, что стремление к мобильности является очевидной тенденцией.

Совокупные продажи на российском компьютерном рынке (включает в себя кроме компьютеров мониторы, веб-камеры, клавиатуры, планшеты и ИБП) по итогам 2011 года увеличились на 37%. Такой рост обеспечили в основном люди не очень хорошо понимающие, что и зачем они покупают, полагают в GfK. Они ориентируются прежде всего на цену, не сравнивая характеристики техники с имеющимися потребностями. Об этом, в частности, говорит то, что наибольший рост продаж компьютеров зафиксирован в ценовом диапазоне от 200 до 600 долл. Вместе с сокращением доли продвинутых пользователей снижается доля специализированных компьютерных магазинов.

Хотя на ноутбуки приходится примерно половина объема рынка, это не означает, что рост во многом обусловлен стремлением пользователей к мобильности (приобретение мобильного компьютера в дополнение к десктопу). Анализ продаж показывает, что в последний год приобретались большей частью тяжелые ноутбуки для замены настольного компьютера. Такие ноутбуки, как правило, не используются вне дома. Еще одно подтверждение сделанных выводов — увеличение в последние годы доли продаж производительных процессоров, которые не предназначены для мобильных устройств.

Стремление к мобильности тем не менее имеется у части продвинутых пользователей, но количество таких покупателей уже не растет. Поэтому стабилизировалась реализация нетбуков, что свидетельствует об определенном насыщении на рынке.

Продажи планшетов пока увеличиваются в разы (например, в первом квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — на 415%). Однако и по ним уже проявляется будущее насыщение. Аналитики GfK считают, что в ближайшие годы темпы роста продаж планшетов будут значительно снижаться. Весь компьютерный рынок России по итогам текущего года, скорее всего, не вырастет так же сильно, как в 2011 году.