Тема эта становится все более актуальной. В декабре 2010 года было принято распоряжение правительства России № 2299-р, в котором определена программа перевода органов государственной власти на свободное программное обеспечение до 2015 года. Впрочем, даже сам этот документ распространяется с правительственного сайта в формате Microsoft Word, на который даже нет ГОСТа. Тем не менее именно этот документ служит основой для перевода электронного документооборота госорганов на открытые и стандартизованные форматы.

Один из пунктов распоряжения № 2299-р предусматривает создание во втором квартале текущего года «единого репозитория свободного программного обеспечения». Этот репозиторий должен стать базой, куда все разработчики программного обеспечения будут помещать свои программы. Из него же пользователи смогут загружать и устанавливать свободные программы — как базовые (пакет которых был сформирован в конце прошлого года), так и дополнительные — «по направлениям деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждений». Пакеты последних автоматизируют всю работу органов государственной власти — они должны быть сформированы до конца этого года.

В группе «АйТи» главной по СПО является компания «Пингвин Софтвер». Ранее эта компания совместно с Российской ассоциацией СПО (РАСПО) уже выиграла тендер на разработку так называемого базового пакета свободных программ, или национальной программной платформы, предусмотренной в ФЦП «Информационное общество» (см. «Свобода в государственном масштабе», Computerworld Россия № 13, 2012). В ходе проведения конкурса НПП был сформирован набор стандартов на программные компоненты, следование которым обеспечивает межоперабельность программного обеспечения, разработанного различными производителями.

Сейчас, по данным Юлии Овчинниковой, президента РАСПО, в ассоциацию входят до 70% компаний, занимающихся в России СПО. Их суммарный оборот превышает 2 млрд руб. «Пингвин Софтвер» совместно с другими участниками РАСПО планирует в ближайшее время разработать инструменты для верификации программных решений на совместимость с НПП. Эти мероприятия оформлены РАСПО в виде «Концепции развития НПП на базе СПО и проприетарного отечественного ПО». В ней, в частности, сформулированы основные принципы функционирования Фонда алгоритмов и программ, который и должен играть роль репозитория СПО, указанного в распоряжении № 2299.

«В ФАП для использования в государственных органах будут помещаться не только программы с открытыми кодами, — отметил Дмитрий Фишелев, исполнительный директор «Пингвин Софтвер». — Туда также могут быть помещены и проприетарные программы отечественной разработки».

«Пингвин Софтвер» уже сформировала достаточно широкий набор программного обеспечения для автоматизации работы государственных органов, который построен на базе продуктов с открытыми исходными кодами. И это не единственная компания в группе «АйТи», которая занимается свободным ПО. Так, «АйТи: Ведомственные Системы» предлагает систему автоматизации регионального органа исполнительной власти, которая написана на Java и интегрируется в федеральную систему межведомственного электронного взаимодействия. Еще одна компания — «Логика бизнеса 2.0» — разработала и предлагает клиентам систему документооборота, которая базируется на решении «БОСС-Референт». Общую тенденцию поддерживает и компания «Аплана», которая занимается построением систем коллективной разработки программного обеспечения. Она предлагает разработчикам построить систему управления жизненным циклом программ на базе свободного программного обеспечения. Таким образом, холдинг «АйТи» предоставляет наиболее полный набор СПО вместе с услугами по поддержке, которыми могут воспользоваться госучреждения во исполнение распоряжения № 2299.

Бюджет НПП

Затраты на разработку, внедрение и поддержку НПП определены в рамках ФЦП «Информационное общество» с 2011-го по 2013 год

Задача Затраты, млн руб.
2011 2012 2013
Разработка ТЗ, документации, планов мероприятий 130    
Создание и внедрение единых форматов документооборота   150 250
Создание единого репозитория хранения СПО   150 250
Подготовка и переподготовка пользователей   400 1000
Разработка недостающих аналогов СПО   50 50
Разработка защищенного СПО   300 300
Разработка глобальной системы аутентификации, цифровой подписи и репозитория криптографических ключей   10 10
Разработка стратегии и ПО для защиты клиентских мест и сетей   100 100
Итого 130 1160 1960

Источник: РАСПО, 2011

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями