Борис Славин, член правления Союза ИТ-директоров России: «Происходит переход к экономике профессиональных сообществ»
Борис Славин, член правления Союза ИТ-директоров России: «Происходит переход к экономике профессиональных сообществ»

Вероятно, время для ее выполнения еще не пришло. Однако значимость участников конгресса все время подчеркивалась, а сами они всецело были погружены в обсуждение глобальных процессов и проблем.

До общероссийского статуса, судя по составу участников от ИТ-служб, конгресс все же не дотягивает, поскольку подавляющее большинство из них представляло местные организации. Из Москвы и из-за рубежа — из Великобритании, Эстонии и Латвии — приехали на форум в основном представители поставщиков решений и услуг, заинтересованных в присутствии на рынке Петербурга.

Тем не менее Борис Славин, член правления Союза ИТ-директоров России, оценивая работу петербургского CIO Club в качестве организатора ежегодного конгресса, заявил, что этот клуб стал законодателем мод для российских ИТ-сообществ. «В России уже создано около 20 региональных клубов ИТ-директоров, которые проводят свои форумы с романтическими названиями, например 'Подмосковные вечера', 'Уральские самоцветы'. Однако наш конгресс остается уникальным мероприятием», — уверен президент ОАО «Ленполиграфмаш» Кирилл Соловейчик.

Повышение градуса

Среди особенностей конгресса надо отметить способность его организаторов зарядить участников на жаркие споры. Такие заявления, как «я ненавижу SLA», стали обычным для него явлением. Даже в программе были предусмотрены провокационные темы. Например, на одной из панельных дискуссий организаторы предложили обсудить возможность передачи всех функций ИТ-службы на аутсорсинг, оставив на предприятии только директора информационной службы и его бюджет.

От SLA (Service Level Agreement — «соглашение об уровне обслуживания») по итогам обсуждения все же решили не отказываться, несмотря на то что в данном соглашении нельзя предусмотреть абсолютно все. Претензия к этой форме взаимодействия со стороны одного из участников форума возникла как раз потому, что в критической ситуации важно срочно решить проблему, о возникновении которой могли прежде и не подозревать. Большинство участников дискуссии с подобным негативным отношением к SLA не согласилось. Спор завершился предложением прописать то, что возможно, но кроме того подбирать такого поставщика услуг, с которым можно установить нормальные партнерские отношения, предполагающие помощь в критической ситуации вне зависимости от содержания соглашения об уровне предоставления услуги.

Передача всех функций ИТ-службы сторонней организации рассматривалась только как вероятное последствие того, что ИТ-директор не в состоянии объяснить руководству, почему она может пагубно сказаться на бизнесе. Примеров сохранения в штатном расписании крупных компаний только директора по ИТ с бюджетом участники конгресса не привели. Такие примеры вряд ли где-либо существуют, если не относить к ним выделение ИТ-службы в отдельную, но все же зависимую компанию.

При имеющихся плюсах создание собственной ИТ-компании в рамках холдинга несет в себе определенные риски. Прежде всего, из-за того, что сотрудники ИТ-подразделения теряют постоянный контакт с представителями основного бизнеса и из-за этого хуже понимают его потребности и запросы. Порой сотрудники ИТ-службы крупной компании и так ведут себя отстраненно, а если их подразделение станет отдельной компанией, то совсем потеряют связь с теми структурами, которые обслуживают. Еще больше возрастают риски отчуждения, если выделенной компании предоставляется право поиска заказов на стороне для загрузки имеющихся свободных ресурсов.

«Передавать на аутсорсинг можно лишь то, в чем менеджеры компании хорошо разбираются и что способны контролировать. При этом функции, обеспечивающие конкурентное преимущество, никто никогда не будет передавать сторонней организации», — уверен Павел Мышкин, исполнительный директор компании «ОМЗ-ИТ», которая создана на базе ИТ-служб предприятий группы «Объединенные машиностроительные заводы».

Чуждое понятие

Участники дискуссии, посвященной аутсорсингу, вспомнили, что когда-то каждое крупное предприятие имело собственную электростанцию, но с появлением соответствующих стандартов и с развитием инфраструктуры для передачи электричества на большие расстояния производство электроэнергии было передано на аутсорсинг. В результате произошло сокращение затрат. Такое же, возможно, произойдет и с собственными ЦОД. Передача процесса обработки и хранения данных сторонним организациям уже стала массовым явлением для России. Однако на нее идут в основном не ради сокращения затрат, а для повышения уровня надежности и безопасности. Например, на российском рынке рост спроса на услуги дата-центров латвийской компании DEAC, ставшей одним из спонсоров конгресса, во многом обусловлен тем, что рейдерский захват бизнеса крайне затруднен, если данные находятся на серверах за рубежом.

Стремление к эффективности, по словам Павла Алферова, директора департамента знаний, информации и методологии АНО «Оргкомитет Сочи 2014», вообще не было характерно для России, по крайней мере, в последние 500 лет. Его опыт работы в таких компаниях, как X5 и ТНК-BP, говорит о том, что и перед современными ИТ-службам не ставится задача получить экономический эффект при реализации какого-то проекта. «В России важно достижение определенного результата, не считаясь с затратами. Не зря во время войны командующие требовали выполнять задачу и не жалеть патронов», — говорит Алферов.

Скорее всего, в России при реализации ИТ-проектов результативность имеет большее значение, чем эффективность. Однако получение эффекта от вложений в такие проекты если и не просчитывается детально топ-менеджерами коммерческих компаний, то, как правило, рассматривается. Во всяком случае, многие участники конгресса говорили о важности экономического обоснования вложений в ИТ-проект для их одобрения руководством компании.

В то же время в будущем ИТ-директорам убеждать в экономической эффективности проектов топ-менеджеров не придется, если окажутся верными прогнозы, озвученные в начале форума. «Сейчас стираются границы как между государствами, так и между предприятиями. Происходит переход от к экономике профессиональных сообществ. Одно из таких сообществ, которое будет основной новой экономики, зарождается здесь», — считает Славин.