Василий Маланин: частное облако становится стандартом построения корпоративной инфраструктуры
Василий Маланин: частное облако становится стандартом построения корпоративной инфраструктуры

Руководитель программы иследований «Корпоративные системы» IDC Александр Загнетко полагает, что ИТ-индустрия шагнула на «третью платформу», отличительными признаками которой являются рост числа пользователей компактных вычислительных устройств и мобильных приложений, распространение беспроводного широкополосного доступа, социальные сети, облачные сервисы и Большие Данные. В подтверждение данного тезиса был озвучен прогноз IDC, согласно которому количество пользовательских устройств в корпоративной среде вырастет с 2010-го по 2015 год втрое, а объем накопленных данных — в шесть раз. Причем объем неструктурированных данных в корпоративном сегменте увеличится к концу 2012 года до 3,9 Пбайт.

Сделать третий шаг

Третья платформа, по словам Загнетко, кардинально отличается от первой и второй — первоначальных этапов становления информационных технологий. По версии IDC основными элементами первой платформы были мэйнфреймы и терминалы, а второй — локальные сети, Интернет и персональные компьютеры, подключенные к сетям преимущественно по клиент-серверной модели. В условиях третьей платформы краеугольным камнем современного бизнеса становится ЦОД, а ИТ-инфраструктура должна отвечать новым требованиям. Прежде всего изменения проявляются в количественном и качественном повышении роли технологий виртуализации. Объем их использования, по прогнозам IDC, удвоится к 2015 году по сравнению с 2010-м.

В эволюции технологий виртуализации, по мнению Загнетко, также прослеживаются три стадии. В 2005 году, во времена виртуализации 1.0 (по версии IDC), основной задачей ЦОД являлась консолидация серверов для снижения капитальных расходов, и на этом первичном этапе технологии виртуализации главным образом разрабатывались и тестировались на предприятиях. Виртуализация 2.0 (образца 2008 года) уже затронула важнейшие рабочие процессы в ЦОД, виртуальные машины стали мобильными, а гипервизоры получили новые области применения. Стартовавшая в 2012 году виртуализация 3.0 предполагает создание полностью виртуализованных ЦОД, формирование на их основе частных и публичных облаков, предоставление ИТ в рамках сервисной модели.

На этом этапе наиболее актуальной задачей для корпоративного сектора является создание частных облаков. Как заявил Василий Маланин, менеджер Microsoft по продуктам для центров обработки данных, частное облако становится стандартом построения корпоративной инфраструктуры, который позволит более эффективно управлять ресурсами, снижать риски и повышать качество ИТ-обслуживания бизнеса.

«Суть облачных вычислений – диалог бизнеса и ИТ, диалог между потребителями и поставщиками ИТ-ресурсов. В рамках этой парадигмы каждая из сторон получает свои преимущества: потребители — высокую доступность, а работники ИТ-отделов — обслуживание меньшего количества элементов инфраструктуры и возможность гибкого управления ресурсами», — подчеркнул представитель Microsoft.

Обеспечить доступность

Александр Трекин, региональный директор по России и странам СНГ компании Vision Solutions, обратил внимание на то, что одним из важнейших критериев эффективности облачных сервисов является их устойчивость в условиях непрерывных изменений ИТ-процессов. Для всех ЦОД в переходный период на пути к облаку особенно актуален фактор доступности. В процессе работы данные компаний подвергаются различным рискам, включая случайное удаление файлов, повреждение данных, отказы программ и оборудования, нарушение электропитания и природные катастрофы. Руководителям требуется стратегия защиты данных, которая обеспечит непрерывность бизнеса.

«Был случай, когда физический сервер, на котором разместили 150 виртуализованных серверов, просто не выдержал нагрузки. При виртуализации серверов мы складываем все больше яиц в одну корзину – и последствия становятся более катастрофичными по сравнению с невиртуализованными средами», — подчеркнул Трекин.

Решение проблемы, по мению эксперта, лежит в применении технологии непрерывной защиты данных (Continuous Data Protection, CDP). Это наиболее простой и эффективный способ защиты, восстановления и высокой доступности данных, утверждает он. CDP в реальном времени реплицирует все изменения данных на специальный сервер, который поддерживает непрерывно действующий репозиторий образов для восстановления их в случае необходимости. CDP позволяет устранить повреждения данных за короткое время с минимальными усилиями по сравнению с восстановлением данных с ленты. Резервное копирование осуществляется без плановых отключений системы, а восстановление данных выполняется моментально нажатием одной кнопки.

Поменять пропорции

Однако, чтобы внедрять инновационные решения в ЦОД, предприятиям остро не хватает денежных средств. Реалии сегодняшнего дня таковы, что стратегические инвестиции в развитие занимают лишь 20% ИТ-бюджетов компаний, а на текущую поддержку инфраструктуры уходит 80% выделяемых средств. Суть сегодняшних перемен в том, чтобы обеспечить соотношение капитальных и эксплуатационных затрат на ИТ в пропорции один к одному и высвободить таким образом средства на инновационное развитие информационных систем, полагает Андрей Ковалев, директор департамента корпоративных решений Dell. Он рассказал на форуме, как его корпорации удалось решить эту задачу, создав частное облако.

По словам Ковалева, три-четыре года назад в Dell решили снизить затраты на ИТ, прибегнув к облачным технологиям и виртуализации. Работа шла одновременно по нескольким направлениям. Прежде всего, были предприняты усилия по стандартизации и упрощению имеющейся ИТ-инфраструктуры: 97% вычислительных систем было переведено на x86-архитектуру; на 66% сокращено количество используемых приложений; в корпорации также решили использовать только два образа операционных систем (.Net/Windows и Oracle/Linux). Все региональные ИТ-системы Dell были агрегированы в одну, глобальную. Массированный переход к виртуализации позволил избавиться от 6 тыс. серверов, и было принято решение сразу же виртуализовать все новые устанавливаемые приложения. Параллельно велась работа по автоматизации процессов управления ИТ-инфраструктурой, благодаря чему время подготовки одного сервера к работе сократилось с нескольких дней и недель до нескольких часов, а переустановка образа клиентской ОС осуществляется теперь менее чем за час, по запросу пользователя. Управление 130 тыс. серверов и клиентских устройств в Dell осуществляется теперь с одной консоли. Наконец, в корпорации было создано частное облако, на основе которого реализованы корпоративная служба поддержки пользователей, управление взаимодействием с клиентами и множеством текущих ИТ-проектов. Эта всеобъемлющая трансформация ИТ обеспечила Dell экономию в 2 млрд долл. И на поддержку инфраструктуры тратится теперь не 80%, а 48% годового ИТ-бюджета, в то время как 52% направляется на реализацию стратегически важных инициатив для развития ИТ-системы компании.

По оценкам аналитиков, совокупный объем ИТ-бюджетов предприятий во всем мире составляет сейчас примерно 3,5 трлн долл. И если большинству компаний удастся трансформировать свои ИТ-системы с использованием виртуализации и облаков, как это было сделано в Dell, то ИТ-индустрия получит мощнейший инвестиционный импульс и перейдет к следующему за третьей платформой эволюционному этапу. Он, по мнению IDC, будет характеризоваться наличием триллионов подключенных к Сети вещей и устройств, управляемых на основе интеллектуальных ИТ-решений, ориентированных на различные вертикальные рынки — промышленность, торговлю, транспорт, медицину, развлечения и т. д.

Сдвиг приоритетов в расходах на ИТ

Планируя развитие своих ИТ-ресурсов на ближайшее время, корпоративные заказчики в первую очередь задумываются о создании частных облаков.

Аналитики IDC предложили участникам опроса оценить, какая часть ИТ-бюжетов их организаций будет направлена на приобретение и управление различными типами ИТ-сервисов

  Сейчас Через два года
Публичное облако 11% 13%
Частное облако (у провайдера) 11% 15%
Частное облако (свой ЦОД)  13% 19%
Аутсорсинг 16% 16%
Традиционные ИТ 49% 37%

Источник: IDC, 2011.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями