Дмитрий Бызов: «Облачная АТС из телекоммуникационной услуги превращается в новый тип инфраструктурного бизнес-приложения, играющего ключевую роль на современном предприятии»
Дмитрий Бызов: «Облачная АТС из телекоммуникационной услуги превращается в новый тип инфраструктурного бизнес-приложения, играющего ключевую роль на современном предприятии»

Основные заказчики «Манго Телеком» – компании со штатом 10-15 человек. Это предприятия торговли, разработчики, юристы, интернет-компании. Таким заказчикам нередко проще и дешевле воспользоваться услугами «телефонии из облака», чем приобретать и обслуживать собственную офисную АТС. К тому же в этом случае они получают информационно-аналитические средства, позволяющие, например, анализировать качество работы отделов продаж. Такими возможностями располагают только УАТС бизнес-класса. Как и любой облачный сервис, «облачная АТС» обладает преимуществами простого масштабирования, то есть предусматривает возможность гибкого увеличения (или уменьшения) количества внутренних абонентов и внешних линий, а также платы за потребляемый сервис, для чего разработана система биллинга.

Облачную версию «Манго-Офис» компания запустила в апреле прошлого года. Из оборудования заказчик приобретает лишь SIP-телефоны, хотя можно использовать и программные клиенты для разных платформ. Недорогие SIP-телефоны стоят 2-3 тыс. руб. Сейчас почти треть абонентов компании при заключении договора приобретает у нее и SIP-телефоны, покупает полный комплект для территориально распределенного предприятия. Ежемесячно заключается порядка 800 договоров на услуги виртуальной АТС.

По словам генерального директора «Манго Телеком» Дмитрия Бызова, хотя крупный бизнес относится к облакам с настороженностью, скептицизм заказчиков постепенно проходит: компании малого и среднего бизнеса стали чаще заменять традиционные УАТС облачными. Рынок виртуальных АТС в России еще очень мал, но итоги 2011 года вселяют в руководство «Манго Телеком» надежды. За год выручка компании увеличилась на 47% и превысила 303 млн руб., а показатель ARPU (средний доход с клиента), который в декабре 2010 года находился на уровне 1500 руб., в декабре 2011-го достиг 2200 руб., а в марте — 2400 руб. В компании подчеркивают, что увеличение ARPU происходит при неизменных тарифных планах и на фоне постоянного роста объема SIP-трафика, который все активнее используется во внутрикорпоративных коммуникациях абонентов. Однако показатель EBITDA при этом снижается, что объясняют инвестициями в развитие и разработку собственного программного обеспечения и в расширение региональной сети. За год штат «Манго Телеком» (сейчас это 170 человек) увеличился на 43%, при этом на 30% выросло число технических специалистов — инженеров и разработчиков. В текущем году компания планирует удвоение оборота, но ограниченность российского сегмента малого бизнеса заставляет идти в регионы.

Сейчас, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, у компании работает лишь офис продаж в Екатеринбурге, однако до конца года «Манго Телеком» рассчитывает открыть еще несколько филиалов, потратив на это 4-5 млн долл. Часть этих средств пойдет на модернизацию инфраструктуры. В основном экспансия нацелена на города-миллионники. Привлечение новых абонентов в регионах обойдется «Манго Телеком» дороже, чем в столице, однако уже в этом году компания рассчитывает изменить пропорции по своей абонентской базе. В настоящее время 85% ее абонентов – московские компании, и 13% приходится на Санкт-Петербург.

Для предоставления своих сервисов «Манго Телеком» использует два московских центра обработки данных, один из которых — площадка «Даталайн» на севере столицы. В планах компании – создание собственной системы CRM, интегрированной с сервисами телефонии и «1С», разработка вертикальных решений, в частности для гостиничного бизнеса с внутренним биллингом звонков и для службы заказа такси с функциями центра обработки вызовов. «Манго Телеком» оценивает свою долю на российском рынке виртуальных АТС в 50%. В 2010 году, по данным J’son & Partners, ее доля составляла 33%. Подобные услуги предоставляют также «Билайн», «ЦентрТелеком» и некоторые другие компании, интересные предложения есть у «МегаФона».

Оператор отмечает увеличение доли предприятий, которые изначально рассматривают виртуальную АТС как инструмент совершенствования бизнес-процессов, снижения издержек и получения дополнительной прибыли. Сегодня они составляют 30-40% заказчиков и вносят основной вклад в увеличение показателя ARPU. О повышении интереса к сервисам, обеспечивающим расширенную поддержку бизнеса, говорит и постепенный рост популярности старших тарифных планов.

По словам Бызова, ВАТС становится для заказчиков источником оперативной и точной информации о фактической работе предприятия, позволяет изменить среду делового общения, устранить неэффективность, улучшить показатели бизнеса. Максимальное использование этих возможностей и составит стратегию «Манго Телеком» на ближайшие годы. Характерно, что к идее использования видео в бизнес-коммуникациях, активно продвигаемой ведущими вендорами систем корпоративной телефонии, в компании относятся скептически: хотя оператор и может обслуживать видеозвонки, он констатирует отсутствие спроса на видеорешения в своем целевом сегменте.