Опрос проводился в 22 странах и учитывал мнения 2,8 тыс. руководителей высшего звена. Россия впервые была включена в список стран-участниц, и ее инновационный портрет был сформирован на основе мнений 200 топ-менеджеров. 87% из них считают, что за последние пять лет качество отечественной инновационной среды улучшилось. 67% полагают, что у России хорошая «инновационная репутация», а 7% уверены, что мы входим в тройку мировых лидеров в сфере инноваций, что сопоставимо с уровнем таких стран, как Индия, Великобритания и Израиль.

Стремясь снизить уровень риска, фокус инновационной деятельности предприниматели предпочитают перемещать с «продуктовых инноваций» (создания совершенно новых продуктов и услуг) на «процессные инновации» (тюнинг существующих продуктов и услуг за счет улучшения бизнес-моделей либо организационных структур). Подобные изменения подтвердили 66% руководителей в России, что совпадает с глобальным тенденциями в странах БРИК (в среднем 68%).

Представлявшая результаты исследования Екатерина Тутон, директор по внешним связям General Electric в России и СНГ, напомнила, что в прошлом году в Давосе отчет по инновациям вызвал резкую критику польских коллег, так как не соответствовал представлениям инновационного сообщества Польши. Однако один из польских госчиновников отреагировал на этот отчет как на некий срез состояния инноваций в стране и предложил эту информацию использовать в качестве инструмента, с помощью которого можно улучшать инновационный климат.

Поскольку Россия приняла участие в исследовании впервые, то хотелось бы разобраться, что у нас понимают под инновациями. Респондентам было предложено несколько вариантов ответов, в результате 57% считают, что инновации — это внедрение новых процедур или продуктов в организационные или маркетинговые изменения; 25% полагают, что это культурная среда, нацеленная на постоянные, позитивные изменения; 41% под инновациями понимают исследование и изобретение новой интеллектуальной собственности. Лидерство на рынке и получение конкурентных преимуществ в инновациях видят только 17%. Но 28% (!) ответили, что ни один из указанных аспектов не входит в их личное понимание инноваций. Что же тогда они понимают под инновациями?

Игорь Гурков, профессор ВШЭ, представил свое исследование инновационного климата в России. По его мнению, акционеров и владельцев бизнеса не интересует просто рентабельность предприятия. Как правило, они хотят иметь рентабельность выше отраслевых стандартов. Для того чтобы рентабельность соответствовала заданной планке, как раз и необходима инновационная среда. Но, согласно данным представленного Гуровым исследования, в 60% опрошенных предприятий утверждают, что качество их продукции выше, чем у ближайших конкурентов. А если это так, то зачем его улучшать? Поэтому основной стимул к инновациям пропадает.

Подобное состояние дел Гуров назвал синдромом Ильи Муромца — «мы могучи, но предпочитаем сидеть на печи». Кроме того, у предприятия, занятого инновационной деятельностью, убыточность выше средней по отрасли. Это объясняется высоким уровнем рисков при внедрении инновационных инициатив, которые приходится принимать. В дальнейшем предприятие, адаптированное к инновациям, имеет шанс опередить своих конкурентов и выйти в лидеры, но в действительности не так много собственников, готовых идти на такие риски.

Получается, что основная часть инноваций реактивна, то есть является следствием каких-либо перемен. Именно руководителя компании (а не собственника, который, как правило, ничего не предлагает, а рассчитывает на инициативы наемного менеджмента) к инновациям двигает ощущение, что меняются рынки и технологии и что за изменениями надо успеть. Там, где это ощущение есть, там есть и движение инноваций. Однако это только одно из необходимых условий для благоприятного инновационного климата, но не достаточное. Должна созреть критическая масса, то есть не менее трети топ-менеджеров должны чувствовать изменения на рынке и быть готовыми дать инновациям зеленый свет. Плюс необходимо примерно столько же тех, кто будет непосредственно заниматься внедрением инноваций, чтобы успеть за тенденциями.