Илья Сегалович: «Мы ожидали, что часть наших разбогатевших менеджеров продаст свои акции и начнет собственные проекты, но этого пока не случилось»
Илья Сегалович: «Мы ожидали, что часть наших разбогатевших менеджеров продаст свои акции и начнет собственные проекты, но этого пока не случилось»

Новых перспективных проектов было показано не так уж много, создавалось ощущение, что некоторые финалисты уже попадали в предыдущие финалы конкурса. Впрочем, Ирина Петрова, президент некоммерческого фонда поддержки инноваций Web Ready, утверждает, что оно могло возникнуть, потому что некоторые проекты были уже представлены на других мероприятиях (прежде всего, на различных инвестиционных форумах).

Вести поиск свежих интересных идей в России, судя по всему, становится сложнее. Организаторы Web Ready все правильно делают, привлекают к участию больше стартапов, расширяют географию участников, но новых проектов не настолько много, чтобы полноценно проводить подобный конкурс каждый год.

Петрова согласилась с тем, что что-то нужно менять. Возможно, не стоит ограничиваться Россией и только интернет-проектами. Первая дополнительная номинация, которая не обязательно связана с веб-разработкой, уже появилась благодаря корпорации EMC. Победил в ней проект MegaTable, в рамках которого создается новая поисковая система, индексирующая специальным образом сайты, превращая их информацию в структурированные данные и сохраняя их в универсальное хранилище.

Кроме того, организаторы планируют, что в следующем конкурсе примут участие стартапы и потенциальные инвесторы из Финляндии.

Для всех резюме мира

Из представленных в этом году проектов наиболее интересным и перспективным выглядел Resumup.com — сервис визуализации персональных данных пользователей социальных сетей. Он и стал победителем в основной номинации «Лучший стартап». Цель Resumup.com — задать новый стандарт резюме в глобальном масштабе, существенно облегчить поиск работы и закрытия вакансий. По словам Евгения Барулина, руководителя этого проекта, аналогичных сервисов еще нет нигде в мире, командой разработчиков продумана монетизация сервиса, а мировой рынок рекрутинга составляет около 100 млрд долл.

Resumup.com интегрирован с социальными сетями, что позволяет обновлять информацию в размещенном резюме автоматически, если она поменялась на страничке в Facebook или «ВКонтакте». Подобная интеграция рассчитана прежде всего на западные страны. Барулин объяснил это тем, что в России социальные сети используются в первую очередь для общения с друзьями, а на Западе — для поиска работы и карьерного продвижения.

Среди финалистов Web Ready есть еще два-три проекта, которые могут соперничать с Resumup.com, но и они не предполагают создание платформенного решения, на базе которого в перспективе может создаваться множество новых сервисов и появиться крупная компания с капитализацией, как у «Яндекса».

При этом Сегалович не считает, что его компания уже является окончательно состоявшейся. Выступая на финальном мероприятии Web Ready, он сообщил начинающим предпринимателям, что по-прежнему считает «Яндекс» стартапом, а выход на IPO — лишь очередным этапом развития, несмотря на то что стоимость компании составляет миллиарды долларов. По оценке Сегаловича, в компании работает около сотни миллионеров — тех, кто владеет пакетом акций компании стоимостью более 1 млн долл.

«Мы ожидали, что часть наших разбогатевших менеджеров продаст свои акции и начнет собственные проекты. Однако этого пока не случилось. Наверное, у нас еще интересно работать», — предполагает он.

Благодаря первичному размещению акций на бирже компания, по словам Сегаловича, получила известность, которая теперь облегчает ведение переговоров и заключение сделок с самыми крупными компаниями (раньше попытки встретиться, например, с топ-менеджерами Apple успехом не увенчивались). Аналитики теперь просто обязаны постоянно писать о компании «Яндекс». Известность также помогает при наборе персонала в дочерние структуры за рубежом. Минусом IPO является необходимость постоянно общаться с инвесторами, что не всегда доставляет удовольствие, и следить за курсом акций.

«Яндекс», в отличие от Web Ready, уже ищет зарубежные стартапы, чтобы их поддержать. Кроме того, компания посылает российских специалистов учиться за рубеж и приглашает к себе на работу иностранцев.

Ответ на вопрос «Есть ли жизнь после IPO?», возможно, будет иметь практическую пользу если не для финалистов конкурса Web Ready, то для руководителей других уже достаточно крупных российских компаний, которые присутствовали на финале (например, Parallels, «Рексофт», Alawar Entertainment). Однако они во время выступления Сегаловича заседали в жюри.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями