Поставщики услуг связи, тратящие на поддержку операционной деятельности до 30% своего бюджета, крайне заинтересованы в сокращении затрат на обслуживание сетевого оборудования и организацию клиентских сервисов. Эти затраты напрямую зависят от уровня автоматизации бизнес-процессов, осуществляемой посредством специализированного ПО — биллинговых систем, а также программных платформ категории OSS/BSS (Operation Support System/Business Support System — «система поддержки операций/система поддержки бизнеса»).

Сегодня большинство операторов уже приобрели (либо приобретают) подобные системы в собственность, и лишь некоторые арендуют отдельные приложения OSS/BSS. Опыт использования последних на основе облачной модели пока ничтожен. Прежде всего из-за того, что большинство разработчиков биллинговых решений и систем OSS/BSS не готовы предоставить операторам связи свои продукты в облачном режиме. Скорее всего, многие из них даже не заинтересованы в этом — ведь в облаке решения по поддержке операций и бизнеса должны стать для операторов дешевле, что приведет к снижению доходов самих вендоров OSS/BSS. Кроме того, перевод таких продуктов в облако — сложное, затратное мероприятие, и соответствующего опыта у многих разработчиков просто нет. Конечно, они могли бы на коммерческой основе передать свое ПО сторонним компаниям, специализирующимся на предоставлении облачных сервисов, но и эта бизнес-модель для большинства разработчиков тоже еще в новинку.

Правда, некоторые рыночные игроки, например Amdocs, уже располагают специализированными решениями для поддержки бизнес-процесов облачных провайдеров, но это, как говорят, «не имеет отношения к разбираемому делу». Собственно облачных продуктов для телекоммуникационной индустрии на выставке «IT Форум BOSS’ 2011» не удалось обнаружить даже на стендах ведущих игроков рынка OSS/BSS и биллинга. И только два доклада, действительно сфокусированных на облачной тематике, были представлены в двухдневной конференционной части мероприятия.

Как сообщил на форуме Алексей Хаит, главный архитектор решений OSS/BSS компании «Ситроникс Телекоммуникационные решения», его компания, развивая продажи на международном рынке обнаружила заинтересованность некоторых клиентов из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки в реализации облачного сценария использования систем BSS.

«Это низкомаржинальные рынки, и не все местные операторы могут позволить себе владение полноценной инфраструктурой поддержки бизнес-процессов и полнофункциональным биллингом, поэтому ряд операторов, например, в Индии, устремились в облака», — поясняет Хаит.

«Ситроникс» предложила на индийском рынке облачное BSS-решение, созданное на основе ее фирменной платформы FORIS. Уже подписано два соглашения о его применении, в частности с Tech Mahindra — одним из крупнейших интеграторов в Индии. Обсуждался аналогичный проект и с инжиниринговой компанией Tata Consulting. «Ситроникс» предлагает им установить в своих дата-центрах облачный вариант BSS FORIS, благодаря чему Tech Mahindra и Tata Consulting смогли бы реализовать бизнес-модель BSS-оператора. Проект сейчас находится в начальной стадии, еще предстоит согласовать некоторые технические и коммерческие аспекты, но его запуск — лишь вопрос времени. Индийские заказчики этого облачного решения получат в свое распоряжение гибкий и экономичный доступ через Web к управлению всеми типичными бизнес-операциями компании связи. Однако в России подобное решение «Ситроникс» предлагать не планирует.

Еще один из немногочисленных примеров облачного предоставления ПО для телекоммуникационных операторов продемонстрировала на конференции компания «Стек Софт». Ее генеральный директор Виктор Кутуков убежден, что SaaS-решения способны значительно снизить стоимость развертывания и содержания в компаниях связи различных элементов инфраструктуры поддержки бизнес-процессов и операционной деятельности.

Сама «Стек Софт» готова предоставить по модели SaaS несколько программных продуктов, включая универсальную конвергентную автоматизированную систему расчетов, систему поддержки операций для операторов связи, новую систему управления отношениями с клиентами, а также систему бизнес-аналитики.

Кутуков назвал несколько причин, по которым облачные продукты для телекоммуникационных компаний с трудом пробивают себе дорогу на рынке. Среди них — проблема «доверия заказчика к облачному провайдеру», сложности с реализацией сквозного соглашения об уровне качества обслуживания, ряд технических препятствий, наподобие производительности сети и приложений, а также юридическое обоснование SaaS-проектов применительно к отрасли связи.