Роман Капля: «Средний показатель непродуктивных потерь по российскому рынку телекоммуникаций составляет 1,22% доходов»
Роман Капля: «Средний показатель непродуктивных потерь по российскому рынку телекоммуникаций составляет 1,22% доходов»

Компания SVM Media & Events Group провела 16 ноября вторую конференцию Revenue Assurance & Fraud Management, на которой обсуждались вопросы гарантирования дохода телекоммуникационных компаний.

По данным, приведенным на конференции Романом Каплей, начальником отдела гарантирования дохода компании «Ростелеком», средним показателем непродуктивных потерь по российскому рынку телекоммуникаций является 1,22% — именно эту часть прибыли и призваны вернуть операторам специалисты по гарантированию доходов.

Борьба за сохранение дохода в отрасли ведется по трем основным направлениям: защита от мошенничества, сокращение неприбыльных расходов и работа с дебиторской задолженностью клиентов. Причем защита от мошенничества и оптимизация расходов часто сопряжены друг с другом. Это происходит в том случае, если непродуктивные расходы становятся следствием плохо выстроенных бизнес-процессов, ошибки в которых используют злоумышленники для получения собственной выгоды. Поэтому борьба с мошенниками бывает связана с выявлением подобных проблем и исправлением бизнес-процессов. Впрочем, дебиторская задолженность также может квалифицироваться как реализовавшееся мошенничество в отношении оператора связи или его клиентов.

В каждой компании есть служба, контролирующая доходы от коммерческой деятельности. Однако зачастую она работает реактивно — возникла финансовая проблема с задолженностью, тогда эта служба начинает выяснять, что произошло. Телекоммуникационные операторы имеют возможность активно противодействовать появлению непродуктивных расходов, анализируя данные сетевого мониторинга и сверяя их с выставленными счетами и полученными деньгами. Наряду с этим используется проактивный подход, при котором соответствующий отдел оператора выявляет те самые непродуктивные расходы и пытается правильно настроить бизнес-процессы в компании. Такой стиль работы службы гарантирования дохода невозможен без мониторинга и анализа всей информации, связанной с предоставлением услуг и выставлением счетов.

Для выявления мошенничества и непродуктивных расходов задействуются системы, фиксирующие все данные, связанные с предоставлением услуг и получением оплаты за них. Выявляя несоответствия между этими данными, можно смоделировать схемы вероятного мошенничества еще до того, как ими воспользуются злоумышленники. Подобные решения оперируют данными со всех промежуточных систем обработки информации об оказании услуг — контроль реализуется в том числе и на уровне сети с помощью специальных пробников, систем сбора данных о предоставленных услугах, а также в модулях предбиллинга и биллинга.

Продукты такого класса получили название FMS/RA, то есть защиты от мошенничества и гарантирования дохода. В России одним из производителей подобных систем для телекоммуникационных операторов является компания «Севентест», которая предлагает два продукта: «Спайдер FMS» для выявления мошенничества и «Профит» для определения непродуктивных расходов. Компания даже производит специальное оборудование, которое устанавливается на магистральных сетях оператора для сбора первичной информации и сверки ее со статистикой коммутаторов.

Также на рынке имеются приложения для работы с дебиторской задолженностью. В частности, компания «Петер-Сервис» предлагает систему Peter-Service RMS, которая предназначена для анализа базы должников и принятия мер по возвращению долгов. Это приложение позволяет оптимизировать работу с должниками, чтобы получить от них деньги, не доводя дело до суда, а также организовать всю процедуру возврата задолженности с минимальными издержками для компании связи. Иногда стоимость такой процедуры может превысить сумму долга, и такие случаи тоже нужно выявлять, не слишком усердствуя в возвращении проблемных долгов. Впрочем, результаты работы с дебиторской задолженностью труднопредсказуемы.

«Мы никогда не можем сказать, почему клиент вернул нам долг, — поясняет Александр Золотарев, главный специалист «Петер-Сервис». — Может быть, у него просто появились деньги, и это никак не связано с нашей работой». Тем не менее работать с должниками надо, и эту деятельность также нужно автоматизировать.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями