Фото: CC BY 2.0 Asa Mathat / Fortune Live Media
Фото: CC BY 2.0 Asa Mathat / Fortune Live Media

На этом посту Рометти сменит не слишком общительного Сэма Палмисано, который не стремился оказаться на виду в Вашингтоне или Кремниевой долине. Но когда речь зашла о новой стратегии, Палмисано стал в IBM проводником серьезных перемен и сформулировал направления развития корпорации вплоть до 2015 года.

Влияние Палмисано на будущее IBM несмотря на его уход будет ощущаться еще много лет. И это помогает понять, почему Рометти в IBM считают идеальным кандидатом на должность генерального директора.

Занимая пост старшего вице-президента и руководителя групп продаж, маркетинга и стратегии, Рометти завоевала в корпорации большую популярность. В новую должность она вступит 1 января, тогда как Палмисано сохранит за собой пост председателя совета директоров и значительное влияние.

Аналитик Gartner Крис Амброзе убежден в том, что в IBM в отличие от конкурентов придерживаются несколько иной точки зрения на роль лидера и ставят во главу угла бренд корпорации, а не какую-то конкретную личность. В лице Рометти IBM получает человека, который знает, куда движется компания, понимает и принимает ее стратегию.

Трудовой путь Рометти в IBM начался в 1981 году, когда она пришла в корпорацию на должность системного инженера.

Сэм Палмисано, назначенный генеральным директором в 2002 году, придал корпорации статус «глобально интегрированного предприятия», сформировав организацию, «предлагавшую в любой точке мира выполнение полностью интегрированных операций и функций по адекватной цене, с должным качеством и в эффективной бизнес-среде».

Палмисано стал активнее привлекать специалистов из других стран, сокращая число рабочих мест в Северной Америке. Большое внимание в компании уделялось так называемым «растущим рынкам». Под этими рынками понимался весь мир, за исключением Северной Америки и Западной Европы.

В 2006 году на растущие рынки приходилось 16% оборота IBM. В прошлом году этот показатель вырос до 21%, а к 2015-му должен приблизиться к 30%.

Под руководством Палмисано в IBM была разработана корпоративная стратегия развития до 2015 года, предусматривавшая постоянное развитие «обладающих высокой ценностью» услуг и программного обеспечения. Кроме того, должна была появиться совершенно новая категория решений Smarter Planet.

В прошлом году IBM объявила о намерении потратить в период до 2015 года 20 млрд долл. на покупку других компаний. Это больше, чем было израсходовано на эти цели за предыдущие десять лет. Большая часть денег будет направлена на приобретение активов в области бизнес-аналитики, облачных сервисов и связанного с этим ПО.

В IBM Рометти отводится роль проводника принятых ранее стратегий.

«Думаю, что в ближайшем будущем не стоит ждать каких-то масштабных изменений, – отметил аналитик Pund-IT Чарльз Кинг. – Но Рометти – грамотный руководитель, и, судя по всему, она должна внести существенный вклад в дело развития корпорации».

Под руководством Палмисано наблюдалось расширение зарубежных подразделений IBM и сокращение подразделений, находящихся в США. Это позволяет делать далеко идущие выводы об изменениях, происходящих в современном мире.

Если в 2006 году в различных подразделениях IBM, находящихся на территории США, работало 127 тыс. сотрудников, то к 2010 году (когда был опубликован последний отчет об уровне занятости в США) их количество сократилось до 105 тыс.

По мнению Ли Конрада, национального координатора группы Alliance@IBM, входящей в состав профсоюза Communications Workers of America, количество рабочих мест IBM в США будет сокращаться и в дальнейшем, перетекая в другие страны. По оценкам профсоюза, в настоящее время в США в IBM продолжают трудиться около 98 тыс. человек.

«Сокращение числа рабочих мест в США при Палмисано и Рометти заметно ускорилось», – подчеркнул Конрад.

В других же странах наблюдается обратная ситуация. Количество сотрудников корпорации IBM здесь продолжает увеличиваться и в настоящее время составляет примерно 436 тыс. человек.