Сергей Карпов полагает, что облачный рынок в России ждет очень быстрый рост
Сергей Карпов полагает, что облачный рынок в России ждет очень быстрый рост

Этот же указатель украшал сцену зала, в котором 12 октября прошел московский EMC Forum. Большая часть сделанных на этом мероприятии докладов так или иначе была связана с темами облаков и Больших Данных, актуальными и для России. По данным IDC, приведенным Сергеем Карповым, генеральным директором EMC Россия, хотя наш облачный рынок в 2010 году составлял всего 35 млн долл., в 2015-м он может достигнуть уже 1,2 млрд.

О важности облаков и Больших Данных для EMC можно судить по тому, что Джо Туччи, занимающий все высшие посты в корпорации, в своем весеннем ежегодном послании акционерам назвал именно эти направления важнейшими ресурсами роста и развития. Главный стимул к переходу в облака — экономический. Нет ничего иного, кроме облаков, что могло бы помочь сократить эксплуатационные расходы, на которые уходит до 70% ИТ-бюджетов. Туччи обратил внимание на продолжительность и сложность переходного процесса, движение к облакам занимает немалое время. На практике оно начинается с виртуализации корпоративной ИТ-инфраструктуры, затем ИТ интегрируется с бизнесом и уже на последней, третьей стадии бизнес оказывается способен к потреблению ИТ в виде облачных услуг (IT as a Service, ITaaS). На описанное уходят годы, вот почему на становление облачного рынка уйдет более пяти лет. В корпорации существенное различие между облачными вычислениями и Большими Данными. Внедрение облаков стимулируется в основном ИТ-подразделениями, а Большие Данные порождаются требованиями бизнеса, нуждающегося в анализе огромных массивов информации, поступающей в реальном времени из окружающего мира.

Виртуализация всех ресурсов — ключ к ITaaS и облачным вычислениям. Стратегия EMC в этой части складывается из технологий, продуктов и сервисов, обеспечивающих средствами виртуализации предоставление ИТ в виде объединенной инфраструктуры и управление ею, чтобы затем эта инфраструктура могла быть использована в форме услуг, предоставленных как частными, так и глобальными облаками. Имеющихся в портфеле средств достаточно для сборки такой инфраструктуры силами клиента или системного интегратора, но можно воспользоваться известным готовым продуктом Vblock, являющимся результатом деятельности совместного с Cisco,VMware и Intel проекта VCE. В Vblock сочетаются процессоры Intel, средства виртуализации от VMware, сетевая инфраструктура и серверы UCS от Cisco, накопители и управляющее ПО EMC (EMC IONIX Unified Infrastructure Manager и VMware Vcloud Director). Vblock производится в нескольких версиях (Vblock 0, 1, 1U, Series 300 и Series 700). Для облаков и распределенного веб-контента предназначена объектная система хранения EMC Atmos, способная поддерживать петабайтные объемы данных, многоуровневое облачное хранение обеспечивают EMC VNX, Isilon и другие устройства. Большая часть из этих решений была анонсирована в секционных докладах, сделанных представителями EMC и партнеров корпорации.

Что же касается Больших Данных, то здесь все намного сложнее, больше науки, больше новаций. Если бы речь шла только о количественных факторах, о накоплении больших объемов данных и обеспечении доступа к ним, то тоже можно было бы использовать проверенные старые и отдельные новые наработки, но накопление данных — не самоцель, суть в последующей аналитике, причем все чаще — в реальном времени. Поэтому, помимо собственно систем хранения EMC, требуются решения типа MapReduce/Hadoop для работы с неструктурированными данными, специализированные аналитические базы данных, предиктивная и бизнес-аналитика. EMC объединила Apache Hadoop с базой данных EMC Greenplum Database, новое устройство Greenplum HD Data Computing Appliance позволяет обрабатывать как структурированные, так и неструктурированные данные в одной интегрированной системе. Кроме того, EMC подписала соглашение с SAS, одним из признанных лидеров в области предиктивной аналитики. Совместно они могут представить систему, способную конкурировать с IBM/SPSS.