Александр Егоров: «Потенциальными заказчиками сервисных компаний являются стартапы, у которых есть отличные идеи и финансирование, но совершенно нет опыта разработки программного обеспечения»
Александр Егоров: «Потенциальными заказчиками сервисных компаний являются стартапы, у которых есть отличные идеи и финансирование, но совершенно нет опыта разработки программного обеспечения»

Однако большую часть времени они посвятили обсуждению нового для России явления — наметившегося разделения труда между сервисными компаниями и разработчиками тиражируемых решений, а также проекта «Сколково».

Относительно источников инноваций участники мероприятия быстро пришли к общему мнению. Идеи возникают прежде всего в высших учебных заведениях. Поэтому софтверные компании, нацеленные на создание новых решений, активно сотрудничают с вузами — выделяют для этого средства и преподавателей из числа сотрудников, создают собственные кафедры.

Взаимовыгодное сближение

Разработчикам заказного ПО сотрудничество с вузами позволяет не столько искать хорошие идеи, сколько пополнять штат грамотными молодыми специалистами. Такие компании также иногда создают новые решения, но они нацелены больше на процессные инновации. Об одной такой инновации рассказал Александр Егоров, генеральный директор компании «Рексофт».

По его словам, еще лет десять назад в «Рексофте» успешно совмещали заказную разработку и создание новых решений. «Однако сейчас ситуация изменилась и требуется большая специализация, — заявил он. — В рамках одной компании невозможно совмещать совершенно разные модели бизнеса — продуктовую и сервисную. Мы решили специализироваться на том, что лучше всего умеем, — на заказной разработке ПО».

Прежде разработчики тиражируемых решений и провайдеры услуг по разработке ПО находились почти в параллельных мирах. Спрос на заказное ПО имелся преимущественно со стороны зарубежных компаний. Некоторые российские аутсорсинговые компании вообще игнорировали рынок России. С другой стороны, отечественные производители тиражируемых решений предпочитали загружать рутинными процессами собственных программистов.

Кадровый дефицит побудил искать способы более эффективного использования специалистов. Разделение труда между продуктовыми и сервисными компаниями является одним из таких способов.

По словам Валентина Макарова, президента ассоциации «Руссофт», сервисные компании не только лучше выполняют некоторые работы, но еще и накапливают умения, которые могут пригодиться в дальнейшем. Тем более что многие российские аутсорсинговые компании имеют большой опыт сотрудничества с ведущими зарубежными разработчиками программных продуктов.

«Рексофт» уже выполнила первый заказ «Центра речевых технологий». Михаил Хитров, генеральный директор ЦРТ, отметил: «Около года назад мы передали часть работ по созданию ПО сторонним компаниям. Один проект успешно выполнила компания 'Рексофт', а другие — несколько региональных компаний, к работе которых у нас есть претензии. Теперь будем думать о том, как использовать такую модель на постоянной основе».

Егоров упомянул в качестве потенциальных заказчиков также стартапы, у которых есть отличные идеи и финансирование, но совершенно нет опыта разработки программного обеспечения.

Не так все плохо

Участники заседания никак не могли обойти вниманием «Сколково». Довольно неожиданным оказалось то, что руководители компаний, которые обычно очень критично относятся к государственной политике в области поддержки софтверной отрасли, стали защищать данный проект.

«Если для нас есть место, где можно сэкономить на налоговых платежах, и еще государство дает деньги на перспективные направления, то почему это плохо?» — полагает Хитров.

По словам Андрея Федорова, генерального директора Digital Design, недостатком фонда «Сколково» является не то, что гранты распределяются по коррупционным схемам (несмотря на частые разговоры об этом, никто не смог сформулировать конкретные обвинения), а его чрезмерная осторожность. Он боится направить финансирование не туда больше, чем частные венчурные инвесторы.

«Большая часть государственного финансирования уходила в песок не из-за воровства, а из-за имеющейся модели финансирования множества научных учреждений, эффективными из которых являются только единицы. «Сколково» же поддерживает только перспективные направления», — считает Федоров.

Однако позитивные оценки касались только работы фонда «Сколково». Идею строительства иннограда участники заседания в лучшем случае пока не понимают.