Уффе Соренсен призвал компании быть активными во всякого рода взаимодействиях, прозрачными для окружающей среды и гибкими в реакции на изменения ее потребностей
Уффе Соренсен призвал компании быть активными во всякого рода взаимодействиях, прозрачными для окружающей среды и гибкими в реакции на изменения ее потребностей

Представляя прогнозы Gartner относительно проникновения социальных инструментов в корпоративную практику, Наталья Горина, директор по аналитике и консалтингу российского партнера Gartner – компании Market-Visio Russia, сообщила, что к 2015 году почти половина крупных компаний в мире обзаведутся своей внутренней социальной сетью, а к 2014-му 20% корпоративных пользователей электронной почты заменят ее на социальные сервисы. Хотя в обширном семействе продуктов Lotus почтовые решения занимают важное место, этот прогноз не должен пугать IBM. В постоянной конкуренции с Microsoft, а теперь и с поставщиками облачных систем электронной почты, корпорации не удается «сыграть первую скрипку». Но в области поддержки социальных бизнес-сетей IBM была пионером и сейчас занимает на рынке ведущие позиции. Ее пакет социальных инструментов для бизнеса IBM Connections выпущен почти пять лет назад, и сегодня есть уже немало примеров его успешного использования не только в мире, но и в России. Например, в Новгородском госуниверситете социальная сеть на платформе IBM Connections дополнила уже существовавший университетский портал, построенный также на базе технологий IBM. Как рассказал проректор университета по информатизации Николай Курмышев, одна из задач этой сети — поддержка научных групп, работающих над межфакультетскими исследовательскими проектами.

Тем не менее остается открытым вопрос, действительно ли нужны социальные сети бизнесу или это больше дань моде, попытка подладиться под модели поведения своих сотрудников за пределами офисных стен. В поиске ответа корпоративные заказчики атакуют аналитиков:  по словам Гориной, за последний год количество обращений к Gartner по различным аспектам использования социального ПО выросло в несколько раз. В Gartner рекомендуют для эффективной адаптации социальной сети к потребностям бизнеса постараться четко понять, для чего это делается. Однако предлагаемый список целей обширен и довольно размыт. Маркетингу будет интересно получить больше информации от клиентов, исследовательскому подразделению — найти потенциальных единомышленников по разработке новых идей, а финансовому менеджеру — сократить расходы на командировки, перенеся процессы обсуждения важных вопросов в онлайн. Очевидно, что в этом перечне к тому же смешиваются возможности использования общедоступных социальных сетей для решения бизнес-задач и построения внутрикорпоративных сред социального взаимодействия.

К бизнес-сети connect.BASF, которая помогает объединять участников формальных и неформальных сообществ, за три месяца подключилось более 11 тыс. сотрудников компании по всему миру. Фото: BASF

К бизнес-сети connect.BASF, которая помогает объединять участников формальных и неформальных сообществ, за три месяца подключилось более 11 тыс. сотрудников компании по всему миру. Фото: BASF

Хотя в жизни, по-видимому, такое смешение действительно происходит. Уффе Соренсен, директор по технологиям IBM Lotus в регионе EMEA, в своей презентации на форуме практически не делал отсылок к конкретным технологиям корпорации. Он рассказал об опыте построения на платформе IBM Connections бизнес-сети connect.BASF, к которой за три месяца подключились более 11 тыс. сотрудников компании BASF по всему миру. Сеть помогает объединять участников формальных и неформальных сообществ внутри компании для выработки новых идей, поиска нужных экспертов, раскрытия накапливаемых в головах сотрудников знаний, которые могут оказаться полезными для бизнеса компании. Соренсен привел интересный пример из практики нового онлайн-сообщества BASF. На страничке компании на Facebook появилась надпись на совершенно непонятном языке, расшифровать которую с помощью Google не удалось. Менеджер BASF по работе с социальными сетями (в «продвинутых» компаниях должны быть и такие!) размещает непонятную фразу в connect.BASF и через 13 минут получает ответ от одного из сотрудников, что это призыв на хинди поучаствовать в фестивале красок. Очень быстро возникает идея «поиграть» с темой красок для продвижения соответствующих продуктов компании, и новый видеоролик BASF на Facebook собирает массу положительных откликов.

Скорее всего, для эффективного освоения бизнесом мира социальных сетей пока еще нет проверенных рецептов. Но из подобных примеров следует, что корпоративные онлайн-сообщества только выиграют от интеграции с внешними сетями. IBM тоже не дает конкретных рекомендаций, лишь призывая своих клиентов быть активными во всякого рода взаимодействиях, прозрачными для окружающей среды и гибкими в реакции на изменения ее потребностей. На форуме не прозвучало и технологических анонсов в области сотрудничества и социального взаимодействия – новинки в семействе Lotus ожидаются в октябре.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями