Борис Нуралиев: «У нас все, что получилось лучше всех, не соответствует западным шаблонам»Конференция для корпоративных клиентов «1С» в Турции собрала представителей свыше 70 компаний, включая руководителей, финансовых менеджеров и ИТ-директоров. О стратегии развития «1С», новых направлениях бизнеса и возможностях ее программ, о cовместных предложениях с IBM, Microsoft и Oracle и, конечно, самых интересных проектах — узнать обо всем этом из первых уст можно было и от вендоров, и от внедренцев, и от заказчиков. Обсуждения строились с учетом интересов участников как с точки зрения их роли в бизнесе, так и отраслевой принадлежности: на секциях по решениям для промышленного производства, энергетики и ЖКХ, строительства и управления недвижимостью, торговли и транспорта.

На пути к публичности

Время, когда «1С» тоже станет корпорацией, уже не за горами: директор «1С» Борис Нуралиев в своем докладе напомнил о намерении сделать компанию публичной. Предполагается, что возможность участвовать в бизнесе «1С» и разделить потенциальный финансовый успех для руководителей и совладельцев многочисленных совместных компаний должна сильнее сплотить партнерскую систему, повысить ее устойчивость и управляемость.

Решение о выходе на биржу акционеры «1С» приняли еще в 2008 году, тогда же началась структурная перестройка, результатом которой станет превращение компании в многопрофильный холдинг. Головную фирму поддержит группа совместных компаний, сильных или перспективных в своих секторах софтверного рынка. Например, «1С:Wireless» разрабатывает программы для мобильных телефонов, а «1С:Вьетнам» занимается созданием и дистрибуцией прикладных решений для вьетнамского рынка, розничное направление закреплено за компанией «1С-Интерес», игровое — за «1С-СофтКлаб».

С выходом из кризиса работа в этом направлении активизировалась: в 2011 году образовано семь новых дочерних и совместных предприятий. А совокупный рост продаж всех дочерних и совместных компаний холдинга «1С» по сравнению с первым кварталом 2010 года составил 28%. СП под управлением совладелецев, а не наемных менеджеров оказались рентабельнее и динамичнее филиалов, поэтому в последнее время Нуралиев стремится превратить дочерние компании в совместные, где чаще всего 51% принадлежит «1С» и 49% — партнеру. «У нас все, что получилось лучше всех, не соответствует западным шаблонам», — подчеркнул он.

О конкретных сроках IPO пока речи не идет — только прохождение международного аудита займет не менее трех лет.

Учитывая «облачность»

Отдавая должное тенденции движения в облака, «1С» пробует различные партнерские модели бизнеса в условиях «облачности».

В первую очередь создаются собственные решения, способные работать по модели SaaS, и обеспечивается готовность к этому режиму ранее разработанных приложений. Начиная с версии 8.2.13 приложения «1С:Предприятия» работают через браузеры так же, как в локальной сети, а в версию 8.2.14 встроен механизм разделения данных, поддерживающий работу множества независимых организаций в одной информационной базе, что позволяет наладить облачные сервисы. При трансформации бизнеса франчайзи под влиянием облачной модели возможно выравнивание региональных условий и переход от региональной специализации к отраслевой. Уже есть примеры, когда партнер автоматизирует все ветеринарные клиники одного города или несколько автовокзалов разных городов.

Во-вторых, создаются СП с партнерами и другими игроками рынка для предоставления услуг бухгалтерского аутсорсинга и работы по модели SaaS. В мае «1С» объявила об инвестициях в SaaS-проект автоматизации торговли «МойСклад». Осенью прошлого года началось создание сети компаний, предоставляющих услуги по ведению учета и сдаче отчетности через Интернет — «1С:БухОбслуживание». В качестве пилотных образовано шесть СП. Сервис включает обслуживание, консультации, а также веб-доступ к ПО, адаптированному для пользователей без бухгалтерской подготовки.

Бизнесу по аренде программных продуктов «1С:Предприятие 8» уже почти год, к лету 2011 года им начали заниматься 66 партнеров. За месяц добавляется три-пять новых партнеров по аренде ПО. Выручка по этому направлению в 2010 году составила 0,32% продаж коробочных продуктов.

Кроме того, «1С» осуществляет пилотные проекты по внедрению юридически значимого электронного документооборота между предприятиями, использующими ее решения.

Масштаб восстановился

Весной 2011 года продажи систем «1С:Управление производственным предприятием» вышли на уровень пиков докризисного периода. Немалая часть таких продаж превращается в сложные масштабные проекты: в «Трансмашхолдинге» на базе УПП автоматизировано более 5 тыс. рабочих мест, в группе компаний «Газпром» — свыше 2 тыс.

Как сообщил Алексей Нестеров, директор по ERP-решениям «1С», анализ свыше 300 публичных проектов внедрения УПП показал, что заказчикам удалось увеличить оборачиваемость денежных средств на 3-5%, cократить затраты на приобретение и хранение сырья и материалов на 10-15%, объем материальных запасов — на 30-45%, а объем незавершенного производства — на 20-30%. При этом рост качества информации для принятия управленческих решений, по оценке самих клиентов, составил 20%.

Случается, что путь к эффективности бывает нелегким. По словам Владислава Норкина, президента холдинга «Альянс Энерджи», целый год после подписания контракта проект внедрения УПП не двигался с места из-за «тихого саботажа» менеджеров. В итоге половина топ-менеджмента была уволена, а на позицию ИТ-директора пригласили гендиректора компании-подрядчика. К 2010 году уже было внедрено 8 подсистем из 13 запланированных.

Продукт, адресованный специально крупным заказчикам — «1С:Консолидация 8» — приобрели более 450 холдингов из 25 отраслей. Один из наиболее амбициозных проектов его внедрения идет сейчас в госкорпорации «Росатом», объединяющей свыше 250 предприятий и научных организаций.

Масштаб бизнеса «1С» позволяет делится с заказчиками собственным опытом автоматизации: ведь у нее одновременно находятся в работе почти 4 тыс. проектов. Размер базы данных, которой активно пользуются 530 сотрудников (до 300 одновременно), составляет 490 Гбайт. При этом четыре года компания работает на одних и тех же  серверах, увеличивая скорость работы баз данных за счет оптимизации кода. В числе последних достижений внутренней автоматизации — создание системы оформления договоров с партнерами через Web, с помощью которой за четыре месяца заключено 10,2 тыс. договоров.

 

ИТ-настроения
Судя по настроению руководителей информационных служб, кризис остался позади. По словам Константина Зимина, руководителя комитета по исследованиям СоДИТ, около четверти компаний готовятся к «прыжку», и планы активного развития ИТ почти во всех областях выросли в полтора-два раза по сравнению с 2009 годом. В списке приоритетных направлений на текущий год оказались: управление производством и управление по KPI, CRM, бюджетирование и отчетность, оценка финансовой эффективности. Новым ИТ-приоритетом стало управление постпродажным сервисом, который собираются автоматизировать 31% предприятий. Около 39% компаний намерены внедрять новые средства управления техническими изменениями, 37% — инструменты календарного планирования производства, 24% — системы управления проектами. Впрочем, не всем планам суждено сбыться, так как они не подкреплены ни бюджетом, ни кадрами. По данным портала GlobalCIO, средний размер ИТ-бюджета российских компаний в расчете на одного сотрудника снизился даже по сравнению с докризисным уровнем. А дефицит ИТ-специалистов вновь стал проблемой номер один и главным препятствием, тормозящим развитие российских ИТ.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями