Джон Донован: «Человек сможет практически в любое время получить ответы на все свои вопросы. Информация приобретет без преувеличения всепроникающий характер»

Директор по технологиям компании AT&T Джон Донован в интервью на конференции Mobile World Congress сделал прогнозы на 2020 год относительно развития беспроводной связи и облачных вычислений применительно к  беспроводным системам. По его собственным словам, эти прогнозы могут вызвать оторопь, хотя они, несомненно, чрезвычайно важны.

В целом, по мнению Донована, пользователи беспроводных устройств смогут хранить информацию практически обо всех сферах свой жизни в облачных системах и поручить специальным алгоритмам и компьютерным системам анализировать эту информацию, чтобы впоследствии  напоминать имена, адреса и другие сокровенные и не очень сведения.

А в частности это означает, что личные мобильные телефоны или планшетные компьютеры, которые многие сейчас постоянно носят с собой, окажутся не нужны.

В его видении, в будущем люди,  приходя друг к другу в гости, смогут пользоваться беспроводными устройствами друг друга, чтобы звонить или посылать сообщения. В качестве интерфейсного устройства может выступать, например, телевизор, с доступом по паролю или по отпечатку пальца. Устройство сможет найти в облаке персональную информацию звонящего, например телефонный номер или адрес электронной почты любого из адресатов. Там можно будет хранить что угодно, вплоть до имен детей адресатов.

«Человек сможет практически в любое время получить ответы на все свои вопросы. Информация приобретет без преувеличения всепроникающий характер», — заявил Донован.

Человек перестанет быть зивисимым от таких устройств, как смартфоны и планшетные ПК. «Конвергенция программного обеспечения будет все более глубокой, а устройства будут дезинтегрироваться, и нынешнее разнообразие гаджетов станет совершенно бесполезным, — предположил Донован. — У меня не будет необходимости идти к другу с моим мобильным устройством в кармане. Я просто смогу одолжить его устройство и войти в систему с него со своими идентификаторами».

В AT&T уже ведутся экспериментальные проекты, основанные на этой концепции,  сказал Донован. Один из проектов опирается на сведения об устоявшейся практике звонков и используемых абонентами данных, известных операторам уже многие годы. Эти сведения включают даже типичные отговорки людей, звонящих домой поздним вечером в воскресенье и оправдывающих свое отсутствие.

Анализ таких шаблонов поведения, безусловно, сделает связь и доступ к информации более удобными, убежден Донован.

«Если,  будучи на работе, я всегда беру трубку, когда мне звонят из дома, то телефон будет передавать мне такие звонки, но если я никогда не отвечаю в рабочее время на звонки или электронные сообщения, то  я просто не буду их слышать — или видеть, — пояснил он. — Время дня, день недели, местоположение, то, чем человек занимается... все это не так уж сложно проанализировать».

В работе лаборатории AT&T Донован стал своего рода подопытным кроликом. Недавно разработчики получили доступ ко всем его коммуникациям, включая звонки и электронные письма, и выгрузили их протоколы: не для чтения, но для анализа устоявшихся шаблонов использования. По результатам анализа был составлен список трех десятков самых близких людей Доновала, они были ранжированы от 1 до 30.

«Они определили, кто мне ближе всего, путем анализа продолжительности звонков, частоты отправлений писем по электронной почте, упоминаний в каких-либо текстах, в том числе наиболее длинных», — пояснил Донован.

Такие сведения нужны для того, чтобы на их основе автоматизированная система могла заполнять списки предпочтений, то есть делать нечто подобное тому, что делает сервис Netflix, когда предлагает фильмы, которые могут понравиться конкретному пользователю. Например, сейчас телевизор включается на той программе, на которой был отключен, но в будущем можно будет  задавать набор профилей для каждого члена семьи, чтобы при включении телевизора начинал воспроизводиться канал, который предпочитает включивший его.

Развивая свою идею дальше, Донован сказал, что алгоритмы могут сопоставлять информацию о дне недели с географическими данными и определять, находится ли человек на отдыхе или в командировке.

Эксперименты лаборатории AT&T позволяют добиться такой степени осведомленности и проникновения в частную жизнь людей, что  большинству людей, как считает сам Донован, его идея на первый взгляд не понравится, а возможно, даже вызовет оторопь.

«Порядок, в котором система расставила 30 моих близких людей, оказался лучше, чем мог бы предложить я сам, — признался Донован. — Мне даже стало жутковато".

Он объяснил, что, просматривая список, понял, что ему следовало бы почаще общаться с хорошим другом — тренером команды любителей по хоккею. Он уже давно не разговаривал с ним, и анализ списка напомнил ему об этом.

«В ближайшие годы эта идея пройдет путь от внушающей страх или отвращение до общепризнанной», — заверил Донован.

Донован признал, что поначалу его идеи вызовут отторжение из-за сомнений в безопасности персональных данных. Кроме того, такие производители, как Apple, придающие большое значение дизайну своих смартфонов и планшетных ПК, вряд ли захотят, чтобы пользователи отказывались от собственных гаджетов.

«Заглядывая вперед, я вижу, что это направление только начинает завоевывать себе место на рынке, — сказал он. — Это не просто мобильные или облачные технологии, предполагающие независимость от устройств, будь то телевизор или портативный ПК. ».

Донован сказал, что, начав как специалист по электротехнике и проработав три года в должности директора по технологиям AT&T, он приобрел два важных качества: первое — умение управлять сетями, второе — способность заглядывать далеко вперед. Некоторые  его идеи, которыми он поделился в своем интервью, обсуждались в панельной дискуссии в ходе одной из сессий MWC. Эта дискуссия была названа Mobile Innovation: A Vision of 2020 («Инновации в области мобильных технологий: взгляд в 2020 год».)

Кевин Берден, аналитик компании ABI Research, сказал, что идеи Донована не столь футуристичны, как кажется, хотя большинство людей будут против размещения персональной информации в облаке.

С одной стороны, по мнению Бердена, мобильные пользователи уже находятся в подобной ситуации, если рассчитывают на  доступ в Интернет в любом месте, где бы они ни оказались. «В идеях Донована нет ничего революционного, но нравится ли нам это?» — задумался Берден.

По его мнению, разумно искать способы избавить пользователей от необходимости носить с собой разнообразные мобильные устройства. Мобильные телефоны уже практически потеряли свое значение статусной вещи, и все меньше людей испытывают предубеждение против пользования мобильным устройством, не принадлежащим им лично.

Тем не менее  Берден напомнил о потере  в октябре 2009 года персональных данных, хранившихся на обслуживающих облако серверах, принадлежавших подразделению Microsoft (ранее компания Danger). Этот случай, по его мнению, должен стать предостережением для всех.

«Очень многим не понравится эта модель, — заявил Берден. — Личная информация — это слишком важная материя, чтобы ее можно было без  ограничений размещать в облаке. Человек оказывается под ударом, и вряд ли захочет этого».