Юрий Домбровский: «У нас в стране уже был опыт низкоконкурентного развития нового стандарта сотовой связи – сетей 3G»
Юрий Домбровский: «У нас в стране уже был опыт низкоконкурентного развития нового стандарта сотовой связи – сетей 3G»

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, необходимо пояснить, что представляет собой сегодняшняя АРОС. Формально в нее входят 25 телекоммуникационных компаний. Но большинство из них — это структурные подразделения Tele2 в России. Вторым по величине участником ассоциации является поволжский сотовый оператор «Смартс». Еще несколько членов организации, наподобие виртуального оператора «Народный мобильный телефон», на связном рынке страны едва заметны. В списке участников также числится киргизское ООО «Кател», но это мало что меняет в общем представлении об АРОС — по сути, мы имеем дело с ассоциацией двух региональных операторов сотовой связи. Об этом красноречиво свидетельствует статистика: совокупная абонентская база операторов — членов организации составляет около 24 млн, из которых 18,5 млн обслуживают Tele2 и почти 3 млн — «Смартс».

В лучшие времена ассоциация, сменившая уже несколько названий, включала в себя более 80 региональных операторов, которые представляли собой реальную силу. С этой силой были вынуждены считаться и сегодняшние лидеры — операторы «большой тройки», и властные структуры. Сегодня же АРОС попросту лоббирует интересы двух своих крупнейших спонсоров. На что направлены ее усилия?

Помимо заступничества за Tele2 и «Смартс» в хозяйственных спорах с крупнейшими представителями рынка мобильной связи, руководство ассоциации пишет многочисленные письма в инстанции по различным вопросам, связанным с регулированием операторской деятельности. Большинство ходатайств АРОС касаются развития конкурентной среды и дальнейшей либерализации рынка. Однако наиболее болезненным вопросом является предстоящее распределение частот и лицензий для строительства сетей четвертого поколения на основе технологии LTE. По совокупности признаков позиция отраслевого регулятора в этом вопросе такова, что лицензии, скорее всего, достанутся четырем игрокам — обновленному «Ростелекому» и «большой тройке».

Увы, как и в случае с распределением лицензий на 3G, Tele2 и «Смартс», похоже, останутся не у дел: обе компании так и не получили возможность развивать сервисы в сетях третьего поколения. Между тем будущее сотовой связи будет определяться именно услугами передачи данных, мобильным Интернетом. Таким образом, вопрос о получении LTE-частот становится для компаний Tele2 и «Смартс» вопросом выживания. Их присоединение к лагерю 4G, несомненно, способствовало бы и общему позитивному развитию отечественного сотового рынка.

В заявлении президента АРОС Юрия Домбровского, сделанном на общем собрании, несомненно, содержится важный посыл: «Сегодня стоит вопрос о развитии в России сетей связи, построенных на основе стандартов следующего поколения, прежде всего – сетей LTE. У нас в стране уже был опыт низкоконкурентного развития нового стандарта сотовой связи – сетей 3G, лицензии на развертывание которых получили только три оператора. Этого явно недостаточно. Возьмите любую страну, где выдано четыре, пять, шесть и более лицензий 3G, там виден огромный всплеск в развитии таких сетей».

Но сможет ли АРОС в своем нынешнем виде оказать заметное давление на регулятора и действенным образом способствовать положительному для своих основных членов разрешению вопроса с 4G? Вряд ли. Упования Tele2 и «Смартс» на то, что ситуацию с распределением частот смогут переломить несколько столичных аппаратчиков из руководства этой организации, представляются, мягко говоря, избыточно оптимистичными.