Сергей Алымов: «Ни «РуСат», ни Panasonic не планируют предоставлять услуги авиапассажирам»
Сергей Алымов: «Ни «РуСат», ни Panasonic не планируют предоставлять услуги авиапассажирам»

Стороны заключили между собой долгосрочный договор, согласно которому «РуСат» передаст в аренду Panasonic широкополосный канал связи между земной станцией сопряжения в Москве и самолетами международных авиакомпаний, оборудованных специальными системами связи. Подробности этого соглашения были обнародованы 15 февраля на пресс-конференции «РуСат».

Как сообщил Сергей Алымов, генеральный директор «РуСат», контракт действует до конца 2015 года, то есть до момента, когда выработает свой ресурс спутник связи «Ямал-201», задействованный в проекте. Этот космический аппарат принадлежит российскому оператору спутниковой связи «Газком», у которого «РуСат» и приобрел необходимую Panasonic канальную емкость в Ku-диапазоне.

По словам Алымова, ни «РуСат», ни Panasonic не планируют предоставлять услуги авиапассажирам. Оба участника проекта играют в нем совсем иные роли. Первый всего лишь обеспечивает канал связи над российской территорией и сопряжение с приграничными спутниковыми сетями для тех провайдеров, которые готовы развернуть коммуникационные сервисы в транзитных авиалайнерах. Второй берет на себя функции интегратора и поставщика необходимого оборудования, услуг и контента. У Panasonic уже имеются контракты со спутниковыми операторами для организации космической связи на самолетах по всему миру, лишь российская территория оставалась на этой карте сервисного покрытия белым пятном.

Сигнал спутника «Ямал-201» охватывает практически всю территорию страны. Входя в зону его действия, спутниковые станции на самолетах будут автоматически переключаться на российский луч. К формируемому каналу связи можно будет через модем подключать различных провайдеров, предоставляя пассажирам мультимедийные сервисы. На борт каждого самолета, подключенного к системе, предполагается направить канал пропускной способностью 1 Мбит/с, производительность обратного канала составит 200 Кбит/с. В дальнейшем, по мере развития сервиса, пропускная способность соединительных линий будет увеличена.

Panasonic имеет в своем распоряжении готовые типовые решения по организации связи в полете для лайнеров различного класса. Комплект необходимого оборудования в общих чертах выглядит так: терминал спутниковой связи марки iDirect; портативная высоконадежная антенна (монтируется на фюзеляже, являясь одним из наиболее дорогостоящих элементов системы); медиасервер (способен поддерживать мультивещание на борту в реальном времени); пикосоты для организации мобильной телефонии, а также станции Wi-Fi для раздачи беспроводного Интернета.

Установка одного подобного комплекта на самолет может обойтись авиакомпании в сотни тысяч долларов. Поэтому предоставление связи в полете до сих пор остается нишевой услугой из премиальной категории. Как показывает практика, инвестиции в организацию подобного сервиса окупаются не всегда. Достаточно вспомнить о коммерческом фиаско проекта Connexion by Boeing, просуществовавшего с 2003-го по 2006 год.

Эта инициатива предусматривала создание унифицированной глобальной платформы предоставления коммуникационных услуг для авиапассажиров. В ходе ее реализации корпорация Boeing развернула наземные станции сопряжения и оснастила значительное число воздушных лайнеров оборудованием космической связи, взяв на себя основное бремя расходов по организации сервиса. Из-за низкой коммерческой отдачи через три года после старта проект был фактически приостановлен – сейчас сервис действует только на территории США и в значительной степени финансируется правительственными структурами страны, которым бесперебойная связь необходима даже в воздухе.

Кстати, российским партнером в проекте Connexion by Boeing выступала та же компания «РуСат», и даже спутник использовался тот же — «Ямал». Оправдает ли себя аналогичная затея компании Panasonic Avionics? Успеху этого предприятия могут способствовать несколько факторов. Во-первых, в своем проекте Panasonic опирается на существующую наземную инфраструктуру партнеров, таких как «РуСат», благодаря чему начальные инвестиции в проект удалось значительно снизить (показательно, что на первых порах у российских партнеров был арендован скромный канал шириной всего в 1 Мбит/с). Во-вторых, потенциальная клиентская база сервиса значительно выросла, поскольку постоянное подключение к Сети для многих уже не мода, а обыденность, привычка. И в-третьих, Panasonic Avionics имеет очень прочные позиции в авиационной индустрии. Компания начинала как поставщик дисплеев, монтируемых в пассажирские сидения, а сегодня ее интересы и возможности охватывают наиболее перспективные направления развития отрасли — от кастомизации контента для развлечения авиапассажиров, до организации спутниковой связи на борту самолетов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями