Серия мероприятий корпорации EMC Record Breakers Event, посвященная радикальному обновлению продуктового ряда систем хранения корпорации, помимо технической стороны отличалась яркой маркетинговой составляющей. Фото: EMC

Широкомасштабное представление обновленных и абсолютно новых продуктов, осуществленное EMC в январе последовательно, с интервалом в один день в Нью-Йорке, Лондоне и Сингапуре, вполне заслуженно назвали "мегазапуском". Радикальному обновлению подвергся полностью весь продуктовый ряд систем хранения корпорации, на данный момент он включает 41 модель. Помимо технической стороны, акция Record Breakers Event отличалась яркой маркетинговой составляющей. Судя по всему, руководство EMC воспользовалось случаем и решило вывести корпорацию из информационной тени и освободить ее от заслуженной, но не приносящей необходимой популярности славы производителя высококачественного, но дорогого оборудования. Стремление к изменению имиджа объяснимо — EMC насчитывает почти 59 тыс. сотрудников, одних только инженеров-разработчиков три с половиной тысячи, тем не менее человек с улицы знает о ней меньше, чем, скажем, о Citroen или Nikon, которые втрое меньше. Сложившийся статус заметно мешает проведению новой технической политики, предполагающей существенное расширение клиентской базы. Вот почему обновление линейки накопителей сопровождалось помпезным установлением четырех рекордов Книги Гиннеса (сами по себе эти "рекорды" достаточно нелепы).

Среди рекордов два традиционных — прыжок на мотоцикле через установленные в ряд накопители Symmetrix и разбивание на скорость виниловых дисков. Другие два имеют символическое значение. Один — невиданных размеров шар из магнитной ленты, что-то вроде надгробия над этой технологией резервного копирования, которой EMC противопоставляет устройства дискового резервного копирования семейства Data Domain. Другой — 26 танцовщиц, уместившиеся в Mini Cooper. Это "выдающееся достижение" можно рассматривать как намек на VNX-e, абсолютно новый накопитель, самый маленький и самый дешевый, своего рода "мини" в семействе EMC.

Изменениям благоприятствует текущая ситуация. В период кризиса, когда падали все мыслимые ИТ-показатели, рос один-единственный — объем накапливаемых данных; тогда же заявила о себе глобальная проблема Больших Данных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кризис легче прочих пережили вендоры, специализирующиеся на системах хранения. Со стороны EMC ответом на новые вызовы эпохи зеттабайт стало утроение большинства тактико-технических характеристик выпускаемых устройств: утверждается, что все они теперь втрое эффективнее, втрое быстрее и втрое проще. В этом состоял основной пафос мегазапуска, над всем господствовала цифра 3, призванная свидетельствовать о готовности EMC к зеттабайтам.

Как утверждают в EMC, новое семейство продуктов VNX заслуживает титула "Самая мощная система хранения среднего уровня", в нем интегрированы технологии SAN и NAS, а именно удалось объединить EMC Celerra или CLARiiON в одном устройстве. Результатом слияния является универсальная система, способная работать как с файловыми, так и с блочными данными. В минимальном варианте цена VNX ниже 15 тыс. долл., но система может быть расширена до 2 Пбайт. В VNX реализовано решение Ultra Flex IO, это сверхгибкая система ввода-вывода, она поддерживает интерфейсы Fibre Cahnnel, iSCSI, FCoE, NFS и CIFS; предусмотрена работа с твердотельными накопителями.

Еще одно обновление в продуктовом наборе EMC связано с покупкой в ноябре минувшего года компании Isilon, которая известна своими кластерными NAS-решениями, обеспечивающими горизонтальное масштабирование "на ходу". Из одних и тех же узлов Isilon Scale-out Platform Nodes можно собирать три типа накопителей: S-Series для приложений с интенсивным обменом данными, X-Series для последовательных потоков работ и NL-Series для замены лент. Все они предназначены для работы с большими объемами данных.

"Мегазапуск" сопровождался помпезным установлением четырех рекордов Книги Гиннеса, в том числе, таких символических, как демонстрация невиданных размеров шара из магнитной ленты, своего рода надгробия над устаревшей технологией резервного копирования. Фото: EMC

Альтернативу ленточным системам резервного копирования представляет семейство дисковых устройств Data Domain Archiver, отличающееся большей скоростью работы и более широкой функциональностью, чем ленты.

Однако подлинным героем "мегазапуска" стал скромный, предназначенный для предприятий малого и среднего бизнеса, накопитель VNXе, которому присвоен титул "Самая простая система хранения". До недавнего времени считалось, что только крупные предприятия с должной серьезностью относятся к вопросам хранения своих данных, решение проблем, связанных с ними, входит в компетенцию отделов ИТ, имеющих в своем штате подготовленных специалистов. Теперь же по мере роста объемов информации ситуация изменилась, в 2010 году сохранность данных в не меньшей степени волнует те предприятия среднего и малого бизнеса, где нет и не может быть узкопрофильных профессионалов по системам хранения, где обслуживанием информационных систем занимаются специалисты-универсалы, так называемые IT generalist. Они не в состоянии справиться со сложностями управления существующими накопителями. Предвидя эту тенденцию, EMC выпустила качественно новый накопитель VNXe, не требующий профессиональных знаний для своего администрирования. Чтобы оценить этот шаг, следует припомнить историю корпорации: в области систем хранения она начала с дисковых массивов для мэйнфреймов, потом появились массивы для Unix-серверов, с наступлением сетевой эпохи номенклатура расширилась еще несколькими категориями устройств, но при этом она оставалась ориентированной на корпоративный сектор. И вот теперь круг потенциальных пользователей снова расширяется, в него попадают те, кто может потратить порядка десяти тысяч долларов и не имеет каких-либо специальных навыков.

Массив VNXe разрабатывался в рамках проекта Neo, начиная с 2007 года. Основополагающим для проекта было понимание того факта, что новая система ни в коем случае не может быть уменьшенной копией больших систем хранения: она должна быть рассчитана на иной класс пользователей с его специфическими особенностями. Одновременно заранее предполагалось, что будущее устройство, как продукт массового спроса, будет продаваться через реселлеров. Перед разработчиками была поставлена задача, уложившись в заданные временные и финансовые рамки, разработать устройство, рассчитанное на "ИТ-универсалов", но при этом ни в чем не уступающее существующим систем хранения.

Работа по проекту Neo началась с анализа требований новой категории пользователей, и вывод оказался очевидным — они не могут и не хотят становиться администраторами систем хранения, не смогут и не будут читать руководства по эксплуатации. Но в то же время жизнь заставляет их отказываться от встроенных в серверы накопителей DAS (Direct Attached Storage) и переходить на внешние системы хранения, в большинстве компаний эта необходимость уже вызрела или близка к вызреванию. Удовлетворить этим требованиям могут только лишь средства качественно нового программного обеспечения, поскольку аппаратные решения более или менее унифицировались; по существу, дисковые массивы разных производителей мало чем различаются, их интеллект достиг своего потолка. Поэтому было решено, что Neo должен стать проектом по созданию новой программной архитектуры и обеспечивать независимость от железа, на котором это ПО работает, как небольших дисковых массивов, так и виртуальных систем хранения. В отличие от обычных накопителей, управляющий код VNXe не работает непосредственно на аппаратном уровне, стоящая в нем операционная система VNXe OS абстрагирована от железа, она работает на уровне, который называют CSX, или C4LX (своего рода гипервизор). Управляющее ПО имеет интерфейс Unisphere, интегрированный с основными продуктами, используемыми предприятиями, и функции администрирования сближены с контекстом этих продуктов, что, собственно, исключает необходимость в дополнительных знаниях. Для убедительности во время демонстрации администрирование было передано десятилетнему мальчику.

Накопитель VNXe выпускается в двух версиях — 3100 и 3300, различающихся конструктивом и модулями расширения, первая имеет 12 горизонтально расположенных дисков, вторая — 15 вертикальных дисков; количество процессоров в 3100 может быть один или два, а в 3300 — всегда два. Соответственно максимальное количество дисков может быть доведено до 48 или 96 в случае 3100 и до 120 в случае 3300.

Вполне естественно, что водопад новинок оставил у присутствующих немало вопросов. Как связаны по программной архитектуре VNX и VNXe? Как организована виртуализация в VNX? Каково будущее технологий виртуализации, встроенных в VNXe? По перовому впечатлению можно предположить, что эти решения, отработанные на "самой простой системе хранения", могут быть распространены на системы следующих уровней.