Платежная система терминалов QIWI сегодня является крупнейшей в России; в ней насчитывается свыше 200 тыс. терминалов. Фото: QIWI.

Сейчас, по оценкам Андрея Романенко, генерального директора группы компаний QIWI, на долю последних приходится не более 3% платежей. Такие изменения на рынке платежных инструментов связаны в первую очередь с широким распространением терминалов мгновенной оплаты по всей России.

Группа компаний QIWI  — один из лидеров этого рынка, на текущий момент она имеет более 200 тыс. терминалов по всей России, примерно половина устройств являются мобильными — они используются там, где рискованно устанавливать стационарные. Ежемесячно услугами моментальных платежей системы QIWI пользуются более 80 млн человек, оплачивая товары 1,6 тыс. компаний из 16 стран, в том числе из Китая, ЮАР, Румынии, Грузии, Панамы, Малайзии, Болгарии, Таджикистана, Вьетнама, Аргентины, Колумбии и ряда стран СНГ.

В настоящее время группа QIWI состоит из шести предприятий: ОСМП (потребительский бренд QIWI), системы "QIWI Кошелек", банка «1-й Процессинговый», рекламной системы «QIWI Реклама», производителя фискальной техники для платежных терминалов PAY Kiosk, а также организатора лотерей на терминалах "ЛотоИнтегратор". Оборот компании за 2009 год достиг 334 млрд руб. Доля России в обороте компании составляет 75%, и она постепенно сокращается.

В своей международной экспансии компания не собирается останавливаться на достигнутом, планируя в 2011 году открыть терминалы присутствия в Бразилии, США, Словакии, Сербии и ряде других стран.

«В некоторых странах, — отметил Романенко, — по прежнему популярны скреч-карты. Мы рассчитываем предложить более современные платежные инструменты».

Однако для этого недостаточно своих собственных ресурсов, поэтому руководство группы компаний QIWI уже некоторое время занималось поиском международного партнера, который помог бы распространить передовой опыт создания инфраструктуры мгновенных платежей в другие страны. В результате долгих поисков компания вступила в партнерские отношения с японской финансово-торговой компанией Mitsui, которая, в свою очередь, планирует развивать собственный высокотехнологичный бизнес в России.

До недавнего времени акции компании распределялись между создателями системы QIWI (75%) и Mail.ru Group (25%), однако в процессе сделки оба акционера пропорционально продали свои акции Mitsui так, чтобы у последней образовался пакет в 14,9% акций. В результате на текущий момент у руководства QIWI осталось 63,7% акций собственной компании, а у Mail.ru — 21,4%. При этом дополнительной эмиссии акций не проводилось. Стоимость сделки не разглашается; Юйчиро Ханава, генеральный менеджер Mitsui, охарактеризовал эти вложения как стратегические: для компании эта сделка интересна скорее как способ укрепиться на российском рынке, нежели как участие в проекте вывода QIWI на рынок международный.

Mitsui — крупная холдинговая структура, которая состоит из 461 компании, которые работают в самых разнообразных отраслях экономики. Mitsui открыла свое представительство в Советском Союзе еще в 1967 году, она инвестирует средства в добычу полезных ископаемых, автомобильную промышленность, развитие транспортной инфраструктуры; в частности, она участвовала в проекте "Сахалин-2". Сейчас компания имеет офисы во Владивостоке и Санкт-Петербурге и планирует еще более расширить свое присутствие в России. Инвестиции компании Mitsui в российскую экономику составляют на сегодняшний день 3 млрд долл. Ханава отметил, что Россия является одним из наиболее перспективных развивающихся рынков, а потому, работая на нем, можно получать значительные дивиденды.