Согласно стратегии Минпромторга, к 2025 году на отечественную радиоэлектронику должно приходиться более 50%  потребляемой в РФ аппаратуры связи, а Россия войдет в десятку стран — производителей телекоммуникационных систем. Для стимулирования отечественных инновационных технологий в области радиоэлектроники в мае прошлого года премьер-министр Владимир Путин обязал Минпромторг и Минэкономразвития РФ разработать законопроект, определяющий критерии термина "телекоммуникационное оборудование российского производства". Летом рабочая группа при Минпромторге, в состав которой вошли представители российских производителей, разработала пакет документов, определяющих параметры статуса "отечественное телекоммуникационное оборудование", методики определения этих параметров и порядок присвоения соответствующего статуса. Но на регистрацию в Минюст отправился урезанный вариант законопроекта, согласно которому для получения статуса российского производителя достаточно быть резидентом РФ. Основным критерием определения "отечественного телекоммуникационного оборудования" должна стать степень его локализации. Почти та же самая норма содержалась и в предыдущем законопроекте, предложенном в свое время Минкомсвязи РФ, но отвергнутом правительством, так как он позволял зарубежным вендорам практически беспрепятственно становиться "отечественными".

Из нового варианта регулирующего документа неясно, какие ведомства и каким образом будут проверять требуемую степень локализации оборудования. Локализация оборудования, в зависимости от его вида, должна составлять от 10 до 40% в первый год и от 30 до 70% — в третий год работы претендента на статус российского производителя. Как сообщили в Минкосвязи, в настоящее время проекты нормативных документов находятся на доработке в Минпромторге и Минэкономразвития. 

Главная причина, по которой иностранным производителям выгодно "прописаться" в России, – возможность поставлять свои продукты по линии госзакупок (а в них предпочтение отдается именно отечественным производителям) и для операторов связи. Например, государственная комиссия по радиочастотам приняла решение использовать оборудование именно отечественного производства для строительства сетей WiMAX в 40 субъектах России.

Сегодня на территории нашей страны уже налажено производство коммуникационного и ИТ-оборудования зарубежных марок. Так, завод компании Huawei в Уфе с 1998 года выпускает оборудование коммутации и доступа. Завод НР под Санкт-Петербургом в Шушарах, открытый совместно с Foxconn, производит ПК для коммерческого и розничного рынков. Компания LG, открывшая свой завод в Рузском районе Московской области в 2006 году, производит там телевизоры и компьютерные мониторы. Осенью 2008 года компания Samsung запустила мощности по производству жидкокристаллических и плазменных телевизоров на территории индустриального парка "Ворсино" в Боровском районе Калужской области. В апреле здесь началось производство 3D-телевизоров по технологии LED. Сегодня на заводе производится 100% всех продаваемых в России телевизоров и мониторов Samsung. Уровень локализации производства на заводе без учета жидкокристаллических и плазменных панелей составляет 77%, а с их учетом — 33%.

Зарубежные производители указывают на то,что степень локализации должна определяться не только "железом", но и ПО, ведь его доля в стоимости оборудования может доходить до 60%. Многие компании, например Huawei, LG или HP, открыли в России научно-исследовательские подразделения, имеющие в своем штате программистов, являющихся гражданами РФ.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями