Рассчитывать на скорое освобождение 3D-телевизоров от очков, по-видимому, не приходится

В прошлом январе в Ассоциации потребительской электроники США прогнозировали, что за 2010 год в Северной Америке будет продано около 4,3 млн 3D-телевизоров, однако реальный объем поставок дотянул лишь примерно до миллиона, сообщил Джеймс Уилкокс, старший редактор журнала Consumer Reports со ссылкой на данные, полученные от самих производителей.

Как многие предсказывали, из-за нехватки стереоконтента и необходимости пользоваться во время просмотра специальными очками продажи 3D-телевизоров оказались низкими. Свою лепту также внесли экономический спад и некоторые практические сложности демонстрации стереотелевизоров в пунктах розничных продаж (3D-очки приходится привязывать, чтобы люди не выносили их из магазина).

Тем не менее участники отрасли уверены, что в 2011 году ситуация улучшится, об этом свидетельствуют и прогнозы, высказанные на тематическом круглом столе, который прошел в рамках выставки Consumer Electronics Show. Например, Джонас Танyенбаум, вице-президент Samsung Electronics America, полагает, что в Северной Америке продажи в 2011 году вырастут вшестеро.

Его уверенность основывается, в частности, на факте постепенно улучшающегося качества 3D-контента, выпускаемого киностудиями, разработчиками игр и продюсерами телевизионных передач. За прошедший год в широкий прокат поступило 23 стереоскопических киноленты, а в 2011 году их планируется выпустить не меньше 60, как сообщил Роберт Мэйсон из компании RealD.

По его оценке, в телестудиях постепенно обучаются непростому делу стереосъемки прямых репортажей: «Съемочные группы приезжают на место еще за день до события и после предварительной подготовки прекрасно справляются с задачей. Например, канал Sky недавно превосходно провел стереоскопический репортаж с чемпионата британской футбольной Премьер-лиги».

С середины февраля телесеть ESPN начинает стереоскопическое круглосуточное вещание на специальном канале и за первый год планирует оттранслировать в 3D не менее 100 событий. «Это подарок нашим зрителям на День святого Валентина», — заявил Брайн Берн, вице-президент ESPN по стратегическому планированию и развитию бизнеса.

Между тем рассчитывать на скорое освобождение 3D-телевизоров от очков, по-видимому, не приходится. Хотя соответствующие технологии уже продемонстрировали Sony, Toshiba и другие компании, участники круглого стола считают, что безочковая 3D-система, достаточно хорошая для массового рынка, появится не раньше чем через три–пять лет.

Поставщики стереотелевизоров надеются, что очки станут более удобоприемлемыми для потребителей благодаря недавним усовершенствованиям. Например, представители Samsung продемонстрировали на CES несколько пар 3D-очков, более легких, чем предыдущие модели, со сбалансированным распределением веса. Электронные компоненты в них перенесены из передней части на концы дужки, поэтому очки сидят удобнее.

Samsung также похвалилась улучшениями в технологии преобразования плоского контента в объемный в реальном времени. В конвертированных передачах обеспечивается приемлемое качество стереоэффекта, хотя они и уступают изначально снятым в 3D-режиме.

Почти все очки, представленные на CES, являются активными — с диафрагмой, поочередно закрывающей обзор то левому, то правому глазу. Пассивные поляризационные очки дешевле и легче, но  сегодня они используются только в кинотеатрах.

Несмотря на невыполнение планов по продажам, участники круглого стола не считают 2010 год полностью провальным; скорее, по мнению Уилкокса, неудача объясняется ошибками планирования.

Как бы то ни было, добавил он, новые модели 3D-телевизоров, представленные на CES, демонстрируют превосходное качество плоской картинки, так что на случай, если потребители в 2011 году снова не соблазнятся стереоскопией, у продавцов есть запасной козырь в рукаве.