Российский рынок облачных сервисов находится пока на начальной стадии развития, однако аналитики прогнозируют уверенный рост в ближайшие два года, и уже к концу 2014 года его объем должен превысить 160 млн долл. Доля SaaS в российском сегменте рынка, по данным IDC, составляет 94%, если же говорить о финансовых показателях, то уже к концу 2014 года, как считают эксперты, объем данного сегмента может достигнуть 113 млн долл.

Несмотря на то что наибольшей популярностью у заказчиков пользуются SaaS-услуги, связанные с управлением бизнесом, весьма востребованными являются и средства коллективной работы, а также почтовые сервисы. Так, согласно исследованию, которое осенью этого года провела российская SaaS-платформа Softcloud, доля запросов клиентов, связанных со средствами коллективной работы, а также веб-инструментами, составила 23%, а на запросы, связанные с почтовыми коммуникациями, пришлось 15% от общего количества. Что касается приложений для работы с документами, то здесь интерес заказчиков не столь очевиден. Так, по мнению руководителя направления центров обработки данных компании «Крок» Руслана Заединова, пока доля рынка стандартных офисных приложений, используемых по модели SaaS, близка к нулю. Вместе с тем ведущие игроки рынка сходятся во мнении, что уже в этом году интерес заказчиков к данному направлению сильно увеличится, что связано, в первую очередь, с возрастанием доли мобильных пользователей, нуждающихся в средствах работы с офисными документами непосредственно с мобильного устройства – планшета, смартфона и т.д. С каждым годом количество компаний, которое будет использовать такую модель работы сотрудников, будет только расти, и, соответственно, будет увеличиваться и рынок SaaS-решений, считает директор проекта «Университетский кластер» компании «АйТи» Сергей Колобов.

Между Google и Microsoft

На российском рынке наиболее популярными сегодня являются облачные сервисы Google и Microsoft. Первая предлагает набор приложений Google Apps, в который в том числе входят почта на основе Gmail, сервис для планирования Calendar, программа для обмена мгновенными сообщениями Gtalk и сервис для работы с документами Google Docs. За 50 долл. в год в расчете на одного пользователя компания получает 25 Гбайт пространства для хранения почты и 10 Гбайт общей памяти плюс 500 Мбайт на каждого пользователя, рассказал менеджер по продуктам Google в России Борис Хвостиченко. Кроме того, Google гарантирует бесперебойную работу системы в течение 99,9% времени. 

Microsoft, по словам менеджера по маркетингу облачных продуктов Microsoft в России Павла Егорихина, предоставляет заказчикам и конечным пользователям выбор – практически все продукты компании могут использоваться как on-premise, так и в облаке. Заказчики также могут выбрать и гибридный вариант, когда часть решений разворачивается в инфраструктуре компании, а часть используется в виде облачного сервиса. Помимо решений Hosted CRM, Hosted Exchange и Hosted SharePoint, которые, по словам Егорихина, пользуются наибольшей популярностью сейчас, корпорация рассчитывает на серьезный успех финальной версии облачного сервиса Office 365, объединяющего сетевые версии Exchange, Office, Sharepoint и Lync, который будет представлен Microsoft в этом году. За 24 долл. в месяц организации получат не только возможность доступа к пакету приложений для работы с документами Office Professional Plus 2010, но и электронную почту, голосовую почту, внутренние социальные сети, программы для обмена мгновенными сообщениями, веб-порталы, голосовые и видео-конференции. Кроме того, клиентам предоставляется возможность выбрать отдельные элементы системы для использования, что сулит еще большую выгоду, особенно в масштабах средней или крупной компании. Например, подписка на почтовый сервис обойдется всего в 2 долл. в месяц в расчете на одного пользователя. 

Заказчики могут также выбрать альтернативные пакеты офисных приложений по модели SaaS, основанные на свободном программном обеспечении. Так, «Крок» предлагает своим заказчикам набор приложений, включающих Open Office, почтовый клиент Zimbra и браузер Mozilla Firefox.

Дешево и надежно

Наиболее популярным аргументом в пользу преимущества SaaS обычно является экономия средств заказчика. Практически любые решения SaaS, по словам Колобова, помогают снизить затраты заказчиков на 30-40%. Кроме того, важным преимуществом является удобство использования «облачных» сервисов. При этом для небольшой компании решение о переходе на SaaS может быть принято не столько из экономических соображений, сколько из функциональных. Как правило, небольшая компания не несет особых затрат на поддержание рабочей среды, но при этом и не обеспечивает высокой защиты данных. В результате в случае непредвиденных событий в офисе, влекущих за собой выход из строя серверов, или других форс-мажоров информация может быть безвозвратно утеряна. Переход на SaaS, то есть перенос приложений во внешний дата-центр, обеспечивает защищенную среду. В крупных же компаниях, по словам Заединова, ситуация кардинально противоположная: здесь большую роль играет эффект масштаба. Поддерживать парк из нескольких тысяч персональных компьютеров со всеми приложениями в «облаке» гораздо проще. Кроме того, создать свою собственную серверную комнату и эксплуатировать ее с тем же уровнем доступности, что у внешнего дата-центра, очень сложно и дорого. Из расчета на одного пользователя, большой и надежный внешний дата-центр всегда дешевле, чем собственная маленькая и надежная серверная комната, заключил Заединов.

Трудности перехода

Одной из основных проблем, которую предстоит решить в ближайшем будущем, является поддержка перехода на SaaS всеми участниками процесса - клиентами, провайдерами и производителями программных продуктов. Пока ситуация здесь непростая. По словам Заединова, сегодня наиболее подготовлены к подобному шагу провайдеры, потому что их зона ответственности ясна. А менее всех готовы вендоры - почти никто из производителей не продает лицензии на предоставление своего ПО как услуги, в итоге провайдер вынужден покупать его и только потом предлагать его заказчику. На системной основе провайдер так работать не может. Кроме того, полноценное решение на базе продуктов одного вендора разработать практически невозможно, из-за чего возникает необходимость в «собирании» пакета решений, что с большой вероятностью приводит к возникновению противоречий в схемах лицензирования. По мнению Заединова, вендорам следует разработать схему распространения своего ПО как услуги, с учетом того факта, что между ним и конечным заказчиком стоит провайдер.

Второй проблемой, актуальность которой может увеличиться с распространением SaaS-решений, является привязка заказчика к решениям конкретного поставщика. Если некоторые решения, например, электронная почта, легко мигрируются как от клиента к поставщику услуг, так и между различными поставщиками решений, или вообще не требуют переноса сколько-нибудь существенных объемов данных (например, сервис видеоконференций), то со сложными системами, такими, как корпоративные порталы или CRM, могут возникать определенные трудности, считает руководитель отдела маркетинга Softline Cloud Services Антон Марченко. Заказчикам важно быть уверенными в том, что существует альтернативный провайдер, который работает по тем же стандартам, а значит, смена провайдера не станет проблемой, отметил Заединов. В этом случае перенос данных в другое «облако» не создает никаких дополнительных трудностей и выгода от использования SaaS-решения для заказчика становится еще более очевидной. 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями