Включив в почтовый сервис Gmail "социально-ориентированный" компонент Buzz, компания Google решила предоставить своим клиентам возможность обмениваться информацией примерно тем же способом, к которому уже привыкли пользователи социальных сетей Facebook и Twitter.

Сможет ли Google убедить пользователей Gmail переориентировать задачи социальных сетей на Buzz, покажет время. Разработчики Google указывают, что у Buzz есть немало преимуществ в сравнении с существующими социальными сетями.

"Найти какие-то полезные сигналы в общем шуме становится все труднее и труднее, -- отметил Брэдли Хоровитц, вице-президент Google по управлению продуктами. -- По мере того как люди глубже увязают в социальных ресурсах, ситуация усугубляется. Нам приходится жить в условиях постоянной бомбардировки информацией, обрабатывать данные вручную, преодолевать толщу охватывающих нас информационных потоков. Учитывая масштабы этой проблемы, мы хотим предложить своим клиентам эффективное, на наш взгляд, решение".

Впрочем, как признают в Google, в настоящее время сервис Buzz никак не связан с Facebook -- крупнейшей в мире социальной сетью, объединяющей 400 млн пользователей. Это означает, что Buzz (по крайней мере на текущий момент) существует параллельно с Facebook. Две эти сети не пересекаются.

Что касается Twitter, то направлять сообщения туда через Buzz пока невозможно, но зато пользователи могут переадресовать в Buzz сообщения Twitter, а также другой контент, размещенный на общедоступных сайтах, например на ресурсах для обмена фотографиями Flickr и Picasa, которые предоставляются компаниями Yahoo и Google.

Разработчики Google решили встроить Buzz в Gmail, потому что списки контактов Gmail представляют собой готовую базу для формирования социальной сети.

"Сегодня посредством Google Buzz мы представляем новый способ обмена информацией и организации взаимодействия в среде Gmail, -- заявил Тодд Джексон, менеджер Google по продукту Buzz. -- Buzz -- это целый новый мир внутри Gmail".

Джексон перечислил ряд областей, в которых, по его мнению, Buzz имеет преимущества перед другими социальными сетями. Например, в Buzz список друзей создается автоматически, на основе контактов Gmail, к которым пользователь обращается чаще всего. Кроме того, при обмене веб-ссылками Buzz позволяет выводить на экран миниатюрные изображения, благодаря чему ссылки приобретают привлекательный внешний вид. У клиентов появляется возможность определять права доступа к своим сообщениям -- открывать их как любому желающему, так и строго ограниченному кругу друзей.

Сервис Buzz, базирующийся на ядре Gmail, превращает каждое письмо Gmail в сообщение, которое отображается на сервере в режиме реального времени и в дальнейшем обрастает комментариями друзей. Сообщения можно получать и от тех людей, которые в список друзей не входят. Для этого рассылка снабжается специальными пометками, указывающими, к какой области интересов она относится. Аналогичным образом можно отсеивать сообщения, которые вам неинтересны.

"Компания Google чувствует здесь себя в своей тарелке и воплощает в жизнь то, чем занималась всегда: собирает информацию, публикуемую пользователями, классифицирует ее, выступает в роли посредника и размещает рекламу", -- заметил Иеремия Оуянг, аналитик Altimeter Group..

В ближайшие дни сервис Buzz станет доступен всем пользователям Gmail. В перспективе его предполагается интегрировать и в пакет Google Apps, объединяющий приложения для организации совместной работы пользователей.

Появятся и версии Buzz для мобильных устройств, в том числе на мобильной домашней странице Google buzz.google.com, в виде веб-приложения для устройств iPhone и Android, а также в качестве нового уровня сервиса Google Maps for Mobile.

Google ведет активную игру на поле социальных сетей. Сайт Orkut уже успел приобрести массу поклонников в целом ряде стран, но до популярности Facebook ему еще далеко.

"Google довольно поздно вышла на этот рынок и демонстрирует здесь как определенные успехи, так и откровенные провалы", -- констатировал Оуянг.

Запуская Buzz, компания пытается использовать накопленный капитал своей почтовой службы. В прошлом аналогичные решения принимали и другие поставщики услуг взаимодействия в Интернете (например, Yahoo и AOL), когда внедряли соответствующие компоненты в свои системы мгновенной передачи сообщений и почтовые продукты.

Оги Рэй, аналитик Forrester Research, полагает, что клиенты будут использовать Buzz как тестовую площадку, но сомневается в возможности массового перехода клиентов Twitter и Facebook под крыло Google.

"Конечно, фильтрация шума в социальных сетях -- очень важное преимущество, -- пишет он. -- Но вряд ли этого достаточно для переманивания людей из сетей, к которым они уже привыкли.

Поэтому Buzz станет скорее дополнением, а не заменой уже существующим социальным сетям".

"Сегодня Buzz можно считать прямым конкурентом Facebook, -- возразил Оуянг. -- И в предстоящей борьбе Google имеет довольно неплохие шансы".

В настоящее время Facebook становится серьезным конкурентом Google в тех областях, которые не имеют отношения к базовым функциям социальных сетей. В среде Facebook люди обмениваются фотографиями, просматривают видео, читают новости, занимаются поиском в Web, играют в игры, рассылают частные сообщения, устраивают текстовые конференции и слушают музыку. По оценкам аналитиков comScore, Facebook уже является четвертым по популярности сайтом в США. На этот ресурс сейчас приходится 7% времени, из того что пользователи проводят в Сети.

"Сегодня Buzz находится в самом начале своего становления, и у Google имеется масса средств, чтобы расширить и улучшить возможности новой службы в ближайшие месяцы, -- заметил Хоровитц. -- В частности, имеет смысл интегрировать Buzz с системой Google Wave, сочетающей в себе функции электронной почты, системы мгновенных сообщений и механизма совместного использования документов".

"В Google намерены агрессивно продвигать интерфейсы API для Buzz, с тем чтобы разработчики имели возможность создавать новые приложения и интегрировать Buzz с уже существующими сайтами и программным обеспечением", -- сообщил Вик Гундотра, вице-президент Google по вопросам проектирования.