Владимир Дрожжинов: «Все электронные взаимодействия между гражданами и государством пока не имеют под собой правовой основы»На Всероссийском форуме, посвященном развитию информационного общества, состоявшемся в первых числах ноября в Москве, обсуждались наболевшие проблемы формирования электронного правительства.

Многочисленные делегаты из регионов России отмечали в своих выступлениях, что бумажная волокита при оформлении документов доставляет немало забот и юридическим, и физическом лицам. К примеру, при рождении ребенка для оформления всех необходимых документов родителям нужно посетить 13 ведомств! Папам и мамам было бы гораздо удобнее в свободное время включить домашний компьютер и разом заполнить все необходимые формы и документы. Система, которая обещает вывести взаимодействие государства с налогоплательщиками на качественно новый уровень оперативности и удобства, уже появилась. Называется она "Электронное правительство», но ее работа практически парализована из-за отсутствия необходимых нормативно-правовых актов.

Например, созданный в рамках «Электронного правительства» портал «Госуслуги» ( http://www.gosuslugi.ru/) начал действовать в конце прошлого года, но пока выполняет главным образом информативные функции. Про прогнозу специалистов, полноценное практическое использование гражданами этого инструмента электронных услуг станет возможным лишь к 2015 году. А пока его функционирование ограничивает несовершенство законодательства.

Владимир Дрожжинов, международный эксперт по электронному правительству, председатель правления АНО «Центр компетенции по электронному правительству», в своем выступлении на форуме заявил: «Сейчас совершенно непонятна юридическая значимость электронного документа – ключевого элемента всей системы. У нас нет соответствующего закона. Получается, что все электронные взаимодействия между гражданами и государством пока не имеют под собой правовой основы. Госдума должна как-то решить этот вопрос. До принятия специального закона документооборот между гражданами и государством просто невозможен».

Особенно активно участники форума обсуждали развитие электронного правительства в регионах и муниципалитетах. Несколько регионов России уже используют «Ситуационные центры мэра и губернатора», куда стекается различная информация из министерств и ведомств. По сути, эти центры являются составляющими единой электронной системы управления. Однако выстроить общее информационное поле пока не получается — не все регионы идеологически готовы к инновациям. А что касается технической стороны вопроса, то среди упоминавшихся на форуме проблем одной из главных значится низкий уровень развития электронной инфраструктуры в регионах. Зато те муниципалитеты и региональные правительства, которые уже испытали все возможности новых технологий, отмечают массу плюсов в работе: строгий контроль за деятельностью ведомств, более мобильное и рациональное управление финансовыми и кадровыми ресурсами. Следующий шаг – создание центров в каждом регионе и интеграция их в единую всероссийскую систему.

По словам Дрожжинова, сейчас создан хороший задел для того, чтобы электронное правительство стало реальностью: "Началась конкретная работа, и надеюсь, что мы в ближайшее время получим конкретные результаты».