Николай Михайлов: «С новой разработкой MStar выходит не на российский рынок, а через Россию на мировой рынок»

Новый чипсет MStar принципиально отличается  от уже существующих аналогичных изделий тем, что его можно использовать  в различных терминалах, продаваемых по всему миру, а не только в России и странах СНГ. Примечательно, что новинку разработал дизайн-центр тайваньской компании, расположенный в Санкт-Петербурге. Он создан около года назад в рамках отдельного проекта — специально для проектирования чипов ГЛОНАСС. Не менее любопытно, что этот проект сочла перспективным компания, выпускающая несколько сот тысяч микросхем ежедневно и ориентированная только на большие объемы производства.

«Компания MStar находится на десятом месте в списке крупнейших мировых производителей чипсетов, работающих по схеме fabless semiconductor (без собственных фабрик). Она выпускает микросхемы для различных устройств — телевизоров, мобильных телефонов, навигаторов и др. В единицах изделий больше всего — для телевизоров, и по этому показателю является мировым лидером. Однако в последнее время компания наращивает производство чипсетов для мобильных устройств», — рассказал Николай Михайлов, глава российского офиса компании White Dwarf, входящей в группу MStar.

Кроме Петербурга, дизайн-центры тайваньской компании функционируют в США, Великобритании, Франции, Китае. MStar размещает заказы на производство разработанных чипсетов у контрактных производителей в Юго-Восточной Азии, где сосредоточена большая часть ее клиентов.

Сотрудничество MStar с российскими производителями навигационного оборудования не направлено на освоение отечественного рынка. В нашей стране пока нет крупных компаний, которые могли бы заинтересовать MStar в качестве постоянных заказчиков. Правда, первый чипсет для  приемников ГЛОНАСС разработан все же для российских компаний, но лишь для того, чтобы потом показать его и передать для тестирования другим, более крупным производителям навигационного оборудования. Для этого желательно иметь не опытный образец, а изделие, которое уже запущено в производство.

«С новой разработкой мы выходим не на российский рынок, а через Россию на мировой рынок», — говорит Михайлов. По его словам, другие производители чипсетов для приемников ГЛОНАСС придерживаются иной стратегии. Речь идет о двух российских компаниях, которые ориентированы на незначительный по размерам рынок СНГ. Емкость этого рынка исчисляется сотнями тысяч единиц навигационного оборудования, тогда как в мире, по предварительным подсчетам, будет  в 2010 году произведено около 500 млн навигационных систем.


Ориентация российских производителей на внутренний рынок вызвана рядом объективных причин. Прежде всего, чтобы разработать и запустить в производство чипсет по передовой технологии, требуется вложить в НИОКР и оборудование миллионы долларов,  к тому же эти деньги можно потерять в случае неправильной оценки рынка. Подобные рискованные инвестиции могут позволить себе только крупные компании с большим опытом в данной области, а таковых в России пока нет.

Следовательно, отечественные производители чипсетов для приемников ГЛОНАСС вынуждены экономить. Поэтому они используют технологию на 110 нм, которая уже не относится к передовым. Только при этом себестоимость производства одного чипсета, его размеры и энергопотребление оказываются выше, чем у зарубежных конкурентов. Таким образом, отечественные производители проигрывают по всем основным параметрам.

Российские производители электроники исторически ориентировались на мелкосерийное производство сложных систем, то есть на старший класс. «Они думают, что легко перейдут на low-end, который предполагает массовое производство недорогих изделий, но ошибаются. Это два разных мира. Если ежегодно собирать десять очень дорогих и технически совершенных автомобилей, то этот опыт бесполезен для организации крупного производства, предполагающего выпуск десятков тысяч машин. Так и с чипсетами. Чтобы получить опыт в сфере массового производства, нужны человеко-века», — уверен Михайлов.

Российские производители могут найти место на рынке, но только на внутреннем, если он будет защищен заградительными пошлинами и условиями закупок для госструктур.

MStar на особые условия  рассчитывать не может, поэтому небольшой, закрытый от конкурентов рынок России ее не интересует. К тому же фирма имеет возможность миллионных вложений в создание конкурентоспособного на мировом рынке изделия. При разработке чипсета тайваньская компания предпочла 65-нанометровую технологию, она хоть и не является самой передовой для производства процессоров, но все же достаточно современна для чипов, используемых в навигационных системах.

К проекту была привлечена команда петербургских специалистов, которые знают особенности ГЛОНАСС. Эта команда, действующая в рамках специализированной компании, зарегистрированной в России и за рубежом, существует уже 13 лет. Она выполняла заказы иностранных заказчиков, в том числе работала над созданием чипов для GPS-приемников.

По словам Михайлова, двухсистемный приемник имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. С одной стороны, он, например, обеспечивает точность определения месторасположения на 20-30% выше. Однако при этом двухсистемный приемник будет дороже односистемного. Разница небольшая, но неизвестно, насколько массовый покупатель будет готов переплачивать за небольшое улучшение качества. Ведь двухсистемный приемник не решает все проблемы приема сигнала в мегаполиса, особенно в городских каньонах, а на открытом пространстве и односистемный работает хорошо. Поэтому вопрос совмещения двух систем спутниковой навигации в одном устройстве массового применения еще не решен окончательно.

Тем не менее интерес к разработкам под ГЛОНАСС у MStar имеется. Благодаря российской навигационной системе тайваньская компания рассчитывает продвинуться в достижении поставленных стратегических целей.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями