С проблемами, аналогичными проблемам RIM, ИТ-компании сталкиваются в процессе экспансии в страны, где требования к безопасности и конфиденциальности заметно отличаются от того, к чему они привыкли дома Компания Research in Motion получила жестокий урок в области геополитики.

На Ближнем Востоке и в Азии у нее возникли проблемы, с которыми ИТ-компании сталкиваются в процессе  экспансии в  страны, где требования к безопасности и конфиденциальности заметно отличаются от того, к чему они привыкли дома.

"Здесь мы наблюдаем интересный пример того, какие трудности способны порождать культурные различия по мере того, как новые технологии завоевывают популярность и повсеместно распространяются по всей планете", — отметил Джерри Перди, главный консультант компании Mobiletrax.

Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты пригрозили временно приостановить работу сервисов BlackBerry, если компания RIM не откроет властям доступ к сообщениям своих клиентов. Саудовская Аравия объявила о вступлении запрета в силу, начиная с 6 августа, а Объединенные Арабские Эмираты — с октября. Собственное расследование намерен провести Оман.

Аналогичные требования выдвигали ранее Индия и Индонезия, переговоры с правительством этих стран продолжаются. Власти Индонезии объявили, что не собираются пока блокировать сервисы BlackBerry, но предупреждают RIM о необходимости разместить свои серверы на территории страны, с тем чтобы у властей была возможность контролировать связь.

Обозреватели отмечают, что причиной конфликта являются не столько технические, сколько политические и культурные вопросы — эта версия получила подтверждение и в выступлении госсекретаря США Хиллари Клинтон.

"В ходе переговоров мы должны учесть интересы всех сторон и изучить возможные риски, — заявила Клинтон. — Всем известно, что требования к безопасности регламентированы законодательством, но помимо этого законодательство декларирует свободу пользования услугами и доступа к информации".

Министр торговли Канады и правительство этой страны намерены отстаивать интересы RIM, "которая является канадской компанией".

Трудности, возникшие у RIM, обусловлены тем, что система BlackBerry проектировалась таким образом, чтобы сделать ее неуязвимой для прослушивания. Представители компании утверждают, что даже сама RIM не имеет доступа к сообщениям крупных корпоративных клиентов, которые размещают на своей территории серверы BlackBerry Enterprise Servers с ключами шифрования.

"В результате RIM оказалась буквально между молотом и наковальней, — заявил Джек Голд, аналитик компании J. Gold Associates. — Представители компании не могут получить доступ к данным, даже если захотят. Трафик BlackBerry действительно передается через сетевые операционные центры RIM, но они не могут управлять шифрованием и представляют собой всего лишь большие маршрутизаторы, гарантирующие доставку".

Руководство RIM попыталось занять в споре жесткую позицию, объявив, что не станет подчиняться требованиям местных властей, а клиенты корпоративных систем BlackBerry могут быть уверены в целостности и безопасности архитектуры, не опасаясь оказаться скомпрометированными.

Вместе с тем отсутствует какая-либо информация о том, каким образом компания намерена выходить из сложившегося положения.

Генеральный директор компании Майкл Лазаридис попытался воспротивиться властям. "Вся информация, передаваемая через Интернет, зашифрована, — заявил он корреспонденту Wall Street Journal. — И это касается не только BlackBerry. Если они не желают иметь дело с Интернетом, то могут отключить Сеть".

По мере того как информационные и телекоммуникационные технологии все шире охватывают мир, они начинают вступать в конфликт с представлениями властей различных стран о безопасности, конфиденциальности и цензуре.

"Развитие Интернета и глобальных систем беспроводной связи приводит к тому, что каждая страна начинает действовать по своему собственному сценарию, вводя понятие глобальной свободы, которая нарушает суверенность некоторых государств, — поясняют аналитики компании Ovum. — Таким образом, некоторые страны встают перед необходимостью регулирования государством всего, что граждане должны и не должны видеть, слышать и говорить".

Перди проводит параллель между позицией руководства RIM и крупных поставщиков поисковых услуг. "Примерно такие же трудности возникли у Google в Китае, — заявил он. — Обязательным условием работы в Китае для Google, Yahoo и Microsoft должно было стать выполнение всех требований цензоров. На Западе эти компании подвергаются мощной критике, а Google в конечном итоге перестала фильтровать результаты, выдаваемые ее поисковым механизмом, в соответствии с требованиями цензуры несмотря на угрозу прекращения деятельности в Китае.

Другие компании также сталкиваются с дополнительными трудностями по мере расширения сферы своей деятельности. Недавно в Пакистане из-за появления веб-страниц с изображением пророка Мухаммеда оказалась под запретом социальная сеть Facebook. А парой недель раньше в России частично был ограничен доступ к сервису YouTube за размещение там видео, носящего "ультранационалистический характер". Блокировался в Китае и сервис Twitter.

Теперь руководству RIM предстоит урегулировать  спор, постаравшись не подорвать доверие к безопасности своего сервиса и не подвергнуться критике за то, что пошло на поводу у правительства страны, в которой нарушаются права человека.

"Конечно, безопасности корпоративных клиентов мы придаем первостепенное значение, однако обвинения в потворстве желаниям правительств таких стран, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты под угрозой закрытия доступа к рынкам могут прозвучать и со стороны обычных граждан.

Пока в RIM четко заявляют, что не намерены сдавать корпоративные сервисы BlackBerry. Что касается обычных пользовательских сервисов, здесь ничего не известно.

"Что произойдет, если руководство RIM объявит о том, что нашло способ уладить конфликт в Объединенных Арабских Эмиратах? — спрашивает Голд. — Все остальные тут же скажут: 'Значит, все заявления о безопасности вашей системы, декларируемые на протяжении многих лет, были ложью?' И как только компания вступит на этот путь, ее ждут очень опасные последствия".

Возможный выход для правительств стран, упершихся в безопасность RIM, заключается в том, чтобы обратиться к другим провайдерам, которые предложат готовый механизм на базе, например, программного обеспечения поставщика услуг электронной почты Good Technology.

Конечно, RIM не станет приветствовать подобное решение, особенно если оно будет принято  крупной страной, скажем,  Индией. Но аналитики Ovum полагают, что такой выход может стать наилучшим: "RIM лучше отказаться от работы в странах, где до сих пор не осознали ценности уникальной глобальной системы безопасности и услуг".