Необходимость оптимизации расходов заставляет компании экономить на всем, в том числе и на командировках. Это не только приводит к убыткам авиаперевозчиков, но и способствует росту популярности средств видеоконференц-связи и термина "телеприсутствие". По данным, приведенным компанией Tandberg, сегмент телеприсутствия будет составлять треть рынка видеоконференций наравне с групповыми и персональными ВКС. Судьбу этого сегмента специалисты компаний Tandberg и Comptek обсуждали 25 марта на круглом столе с использованием технологии ВКС.

Технология телеприсутствия опирается на уже достигнутые соглашения по передаче видео, аудио и изображения, но к ней добавлены некоторые новые стандарты: на обстановку комнаты с вмонтированным оборудованием, на расположение кресел участников и систему управления процессом взаимодействия. В одной студии телеприсутствия традиционно располагаются три камеры и не более шести человек, а изображение транслируется на трех плазменных экранах. Сигналы передаются по каналам с пропускной способностью от 10 до 30 Мбит/c для подключения одной комнаты. Традиционные ВКС могут работать по каналам связи ниже 1 Мбит/с. К системам телеприсутствия при необходимости могут подключаться и "обычные" терминалы, например  ноутбуки с веб-камерами.

Управление системами телеприсутствия осуществляется при помощи сенсорной панели, расположенной перед каждым участником конференции. На средства управления также есть отдельный стандарт, который позволяет взаимодействовать между собой различным системам телеприсутствия, то есть оборудование одного производителя может контролировать устройства другого. По заверениям разработчиков, освоить управление такими системами несложно, поэтому нет необходимости иметь выделенного оператора, который бы управлял конференцией, - эти функции может выполнять любой желающий. Некоторые операции система способна выполнять и сама. Например, автоматически выводить на экран изображение говорящего.

Стоимость систем телеприсутствия выше, чем обычных систем ВКС: для них требуются более мощное оборудование, отдельные помещения и быстрые каналы. Эксплуатация их тоже обходится несколько дороже.

По данным, которые привела на круглом столе компания Tandberg, в 2009 году сегмент телеприсутствия уступал традиционным ВКС. Однако  компания рассчитывает, что уже в 2013 году эти сегменты по оборотам сравняются. Причем рынок услуг телеприсутствия будет расти быстрее, чем ВКС. Правда, для развития этого рынка требуется соответствующая инфраструктура: если в западных странах есть необходимое количество каналов передачи данных, то в России могут возникнуть проблемы с получением необходимых емкостей.

Системы телеприсутствия предназначены для проведения переговоров и совещаний. Они могут быть востребованы управленцами различных уровней, консультантами, аудиторами и другими экспертами, услуги которых довольно дороги. Конечно, не все консалтинговые и аудиторские компании смогут установить у себя полноценные студии телеприсутствия, поэтому, скорее всего, будет сформирован отдельный рынок услуг по их аренде. В то же время наличие оборудования для включения в системы телеприсутствия может стать конкурентным преимуществом для подобных компаний, и появятся услуги консультаций по Сети. Сейчас оборудование телеприсутствия покупают в основном государственные организации, компании нефтегазового сектора и медицинские заведения. Они будут формировать вокруг себя экосистему предприятий, которые также пользуются подобными технологиями. Однако, насколько быстро эти технологии станут популярными, покажет время.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями