Самоклеящийся модуль MyMax, содержащий передатчик Bluetooth, маленькую батарейку, микросхему NFC и одну или несколько смарт-карт, можно установить практически на любой телефон На состоявшейся в ноябре в Париже выставке Cartes & IDentification 2009 было представлено два разных подхода к реализации бесконтактных коммуникаций для мобильных телефонов. Каждый из подходов позволяет превратить телефоны в электронные гиды с самообслуживанием, билеты на транспорт или защищенные терминалы оплаты.

Добрая половина представленных технологий уже широко используется. Так, бесконтактные смарт-карты – метки радиочастотной идентификации размером с кредитную карту со встроенной микросхемой шифрования для аутентификации и защищенного хранения данных – уже применяются для контроля доступа, в качестве билетов на общественный транспорт (например, Navigo в Париже и Oyster в Лондоне) и электронных средств оплаты (Visa Paywave). Кроме того, RFID-микросхемы могут служить для установки интеллектуальных меток на какие-либо объекты или здания, позволяя покупателям или туристам буквально на ходу получать соответствующую информацию. Микросхемы такого рода активируются радиосигналами, получаемыми со считывающих устройств.

Но у каждого, кто использует подобные карты для множества разных приложений, бумажник - да и карманы - очень быстро оказываются забиты кусочками пластика. Один из способов навести порядок – поместить все эти приложения на встроенную в мобильный телефон смарт-карту, снабдив ее небольшой антенной.

Преимущество интегрированных таким образом телефона и бесконтактной смарт-карты состоит в том, что одна и та же антенна позволит взаимодействовать с другими смарт-картами, например, для того, чтобы вывести на экран телефона данные о балансе на карте оплаты или показать информацию об объекте, оснащенном меткой. Объединяя эту технологию связи ближнего действия (Near-Field Communications, NFC) с возможностями передачи данных по каналам сотовой связи, телефон можно будет использовать и для того, чтобы в режиме онлайн обновить информацию о билете на транспорт и загрузить его в смарт-карту.

Технология NFC уже успешно применяется в Японии, где ее первым предложил оператор мобильной связи NTT DoCoMo, однако попытки вывести ее за рамки пилотного проекта во Франции и в других странах Европы пока не увенчались успехом: операторы связи, городской транспорт, банки и магазины ждут, когда кто-нибудь из них сделает первый шаг. Есть две основные проблемы. Банки и транспортные организации не будут загружать свои приложения на смарт-карты кого-то другого до тех пор, пока не будет гарантирована их безопасность и целостность. В то же время, магазины не расположены развертывать необходимую инфраструктуру считывающих устройств и приложений, если у них нет уверенности в том, что значительная часть их клиентов сможет ими воспользоваться.

В каждом из подходов к объединению возможностей бесконтактных смарт-карт и телефонов, продемонстрированных на Cartes, предлагаются свои решения этих проблем.

Решение Cityzi, предложенное французской ассоциацией мобильных бесконтактных коммуникаций AFSCM, предусматривает использование вместо дополнительной смарт-карты уже имеющейся во всех GSM-телефонах SIM-карты, дополненной микросхемой NFC, устанавливаемой в корпус телефонного аппарата. Безопасность и надежность SIM-карт гарантируется теми мобильными операторами, которые их выпускают. Кроме того, как заверил Бруно Прексл, директор AFSCM по коммуникациям, все приложения будут подвергнуты экспертизе перед их установкой на карты. Однако сейчас на рынке есть только два NFC-совместимых GSM-телефона - модели Nokia 6216 и Samsung Player One NFC Version.

Французские мобильные операторы Orange, SFR и Bouygues Telecom (все три компании являются членами AFSCM) в 2006 году начали разработку общих стандартов на NFC-системы, базирующиеся на SIM-картах, и пока проводят испытания функций бесконтактной оплаты с участием ограниченного числа абонентов и магазинов в Канне и Страсбурге.

Во втором квартале 2010 года операторы намерены развернуть более крупный проект в Ницце, где они будут продавать NFC-телефоны в обычных магазинах. Идея состоит в том, чтобы убедиться в наличии интереса к NFC и оценить, насколько проект будет коммерчески выгодным.

По мнению Прексла, проект будет успешным, если они смогут убедить 3 тыс. из полумиллиона жителей Ниццы в ближайшие месяцы купить телефон с NFC-микросхемой. Однако, если исключить всех тех, кто предпочитает иметь iPhone или BlackBerry, и тех, кто просто не готов сейчас сменить аппарат, такая задача может оказаться довольно сложной.

Операторы в других странах уже проявляют интерес к подходу, выбранному в AFSCM, но, как подчеркивает Прексл, крайне важно, чтобы все операторы в регионе смогли работать вместе, когда будет накоплена критическая масса пользователей.

Однако, как считает менеджер по развитию бизнеса компании Twinlinx Фрэнк Эдме, невозможно достичь критической массы (30% или больше абонентов), когда лишь две из сотен продаваемых моделей GSM-телефонов совместимы с NFC. Более перспективный подход состоит в том, чтобы для взаимодействия с внешним NFC-устройством использовать соединение Bluetooth, которое поддерживается примерно в 70% телефонов.

Именно это в Twinlinx сделали с помощью самоклеящегося модуля MyMax, содержащего передатчик Bluetooth, маленькую батарейку, микросхему NFC и одну или несколько смарт-карт в корпусе размером 38x29 мм. Такой модуль можно установить практически на любой телефон. Чтобы произвести оплату или воспользоваться общественным транспортом, этот модуль можно направить на считывающее устройство так, как если бы это была простая бесконтактная карта.

Для задач, которые требуют дисплея или сотового соединения, таких как занесение на SIM-карту нового билета или использование модуля в качестве бесконтактного считывающего устройства, необходимо включить устройство Bluetooth. Как утверждают в Twinlinx, батарейки в модуле хватает на пару сотен подобных транзакций. После этого ее можно перезарядить с помощью считывающих устройств, в которых предусмотрена возможность зарядки бесконтактных карт (правда, процесс зарядки может занять несколько часов, а не несколько миллисекунд, которые требуются для чтения карты).

Первые опытные экземпляры MyMax должны быть выпущены в следующем году; они имеют толщину 2,5 мм и будут стоить от 15 до 20 евро для тех, кто пожелает купить сразу 10 тыс. К 2011 году, как предполагает Эдме, модуль будет иметь толщину менее 2 мм и стоить 10 евро в партиях от 100 тыс.

Для полноценного использования MyMax на телефон также следует установить специальное приложение. В Twinlinx разработали эталонные API и драйверы для телефонов с Windows Mobile и поддерживающих Java. Однако в перспективе распространением самих модулей, а также развертыванием конкретных приложений будут заниматься сами их владельцы — банки, транспортные компании и т. д. Это породит новые проблемы: мало кто захочет устанавливать на свой телефон программы, за совместимость которых отвечает непонятно кто. Twinlinx не в состоянии гарантировать безопасность и целостность отдельных приложений, соседствующих на одной SIM-карте.

Так, может быть, для Twinlinx и AFSCM, есть смысл объединить ресурсы в борьбе за пользователей и реселлеров?

Это не совсем так, считает Прексл: "Нам потребовалось три года для внедрения спецификаций не только на технологию, но и на процессы. Наши и их решения очень во многом различаются, поэтому нам придется проводить реинжиниринг всех процессов, чтобы поддерживать альтернативную технологию".

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями